|
Использование нетрадиционных средств развития речевого творчества детей в работе логопеда.
Гроцкая Е.Н., учитель-логопед лицея № 11, МБДОУ №121.
| «Развитие речи детей с помощью мульфильмов.» Нажмите на рисунок,
чтобы увеличить |
Заберите всё, чем я обладаю,
но оставьте мне мою речь,
и скоро я обрету всё что имел
(Дэниэл Уэбстэр)
Основная цель логопедической работы в условиях логопункта – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушение
в развитии устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ.
Одним из направлений логопедической работы является развитие речевых творческих способностей ребёнка,
подразумевающее развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. А сейчас России нужны люди, способные принимать
нестандартные решения, умеющие творчески мыслить, смело высказывающие свои идеи. Я задалась вопросом: как это можно
эффективно реализовать на логопедических занятиях?
Представляю свой опыт по использованию нетрадиционных средств развития речевого творчества детей в
условиях логопункта.
Для развития речевого творчества логопеды используют разные средства: устное народное творчество,
театрализация, сказкотерапия, пескотерапия. А т.к. современные технологии всё глубже проникают в нашу жизнь и могут быть
использованы для повышения качества обучения, в своей работе я использую и такое нетрадиционное средство, как мультфильм -
один из главных интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает
утомление детей, способствует формированию волевых качеств, навыков самоконтроля у ребёнка за счёт повышения мотивации к
развитию собственной речи, поддерживает у детей с ОВЗ познавательную активность, повышает эффективность коррекционной работы
в целом.
Мною разработаны игры и упражнения, способствующие развитию речевого творчества детей с использованием
мультфильмов
- “Перепутанные серии” - восстановление последовательности событий и составление рассказов по
серии фрагментов мультфильма, с последующим проигрыванием;
- “Склеенные мультфильмы” - на основе фрагментов разных мультфильмов составить 1
историю;
- “Мультфильм-калька” - используя схему-сюжет популярного мультфильма, сочинить новую
историю;
- “Режиссер” - изменение деталей, эпизодов мультфильмов;
- “Описательные загадки о мультфильмах” - не называя героев, ребёнок кратко пересказывает
мультфильм;
- “Плёнка закончилась” - детям предлагается начало мультфильма, а они должны придумать и
разыграть его продолжение;
- “Потерянные серии” - сочинение основной части истории по начальному и конечному фрагменту
мультфильма;
- “Реклама мультфильма” - придумывание рекламного текста, выступление;
- “Оживление мультфильма” - этапы работы:
- Озвучивание;
- Репетиция;
- Проигрывание
- “Создание мультфильма”- в программе “Мульти-Пульти” или другими способами.
Игры и упражнения я сопоставила и структурировала в соответствии с этапами развития речевого творчества.
В развитии речевого творчества можно выделить 4 этапа, которые я представила в схеме.
|
«Этапы развития речевого творчества.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Здесь сочетаются этапы развития самостоятельности ребёнка и этапы формирования навыков речевого
творчества.
- На 1 этапе ребёнок играя, усваивает образцы творческой деятельности, поэтому я использую такие игры
как “Описательные загадки о мультфильмах”; “Перепутанные серии”;
- На 2 этапе происходит освоение элементов творчества, но взрослый выполняет ведущую роль –использую
игру “Режиссер”;
- На 3 этапе ребёнок обнаруживает в себе автора, но взрослый его дополняет - “Мультфильм-калька”;
“Плёнка закончилась”; “Потерянные серии”; “Склеенные мультфильмы”;
- На 4 этапе происходит самостоятельное создание творческого продукта и формирование оценочного
отношения - “Реклама мультфильма”; “Оживление мультфильма”
В связи с изменениями требований к образовательному процессу, в соответствии с ФГОС начального общего
образования, появилась необходимость пересмотреть содержание своей деятельности, с точки зрения развития универсальных
учебных действий (далее УУД) у детей.
Мною были проанализированы УУД, формируемые педагогом при изучении предмета “Литературное чтение” и
выделены те, которые я могу помочь сформировать в процессе своей работы в обозначенном направлении.
Результативность опыта: в том, что благодаря использованию нетрадиционных средств развития речевого
творчества, у детей происходит формирование УУД, например таких как:
познавательные 1)Делать выводы в результате совместной работы группы детей и логопеда. 2)Находить
ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, фрагментах мультфильмов;
коммуникативные 1)Оформлять свои мысли в устной форме; 2)Слушать и понимать речь других;
регулятивные 1)Принимать и сохранять учебную задачу; 2)Учиться осуществлять контроль за своей речью.
Желаем успехов!
| |