Характеристики учащихся с нарушениями устной и письменной речи. Основные
направления коррекционной работы.
Меркулова
С.А., учитель-логопед, МОУ "Лицей №5", г.Губкин, Белгородская область.
Характеристика группы учащихся, имеющих общее недоразвитие
речи
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при
усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой
системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких
групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно
произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях —
несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой
системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой
тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений
слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому
свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи
отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные
аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний,
инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в
процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные
направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных
представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и
навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова. Коррекция дефектов
произношения.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи: —
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного
запаса как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и
за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами
словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и
четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор
языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания
текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
— устойчивости внимания;
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности: (принятие учебной
задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном
материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с
образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно
писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям
(т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в
вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в
целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с
заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы
(начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого
высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной
работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов
учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих
товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба,
диалог: “Скажите, пожалуйста”, “Спасибо”, “Будьте любезны” и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами
творчества (фантазии).
Характеристика группы учащихся, имеющих фонематическое
недоразвитие речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при
усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой
системы.
1. Дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких
групп. Преобладают замены и смешения (нередко искаженных звуков). Неправильно
произносятся до 15 звуков.
2. Недостаточная сформированность (в более тяжелых случаях —
несформированность) фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой
системы.
1. Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой
тематики, качественно неполноценен (неправомерное расширение или сужение значений
слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и акустическому
свойству).
2. Грамматический строй недостаточно сформирован. В речи
отсутствуют сложные синтаксические конструкции, присутствуют множественные
аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний,
инструкций учителя;
б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;
в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в
процессе учебной работы;
г) недостаточное развитие связной речи.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные
направления работы
I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование умений и
навыков правильного воспроизведения звуков речи:
— узнавать звуки речи и не смешивать их в восприятии;
— отличать нормированное произнесение звука от
ненормированного;
— осуществлять слуховой контроль за собственным произнесением и
оценивать качество воспроизводимых в собственной речи звуков;
— принимать необходимые артикуляторные позиции, обеспечивающие
нормированный акустический эффект звука;
— варьировать артикуляционные уклады звуков в зависимости от их
сочетаемости с другими звуками в потоке речи; безошибочно использовать звук во
всех видах речи.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
3. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
4. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной
задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном
материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с
образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно
писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
5. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям
(т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в
вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в
целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с
заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки учителя-логопеда.
6. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы
(начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого
высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных
высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за
разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой
терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной
работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов
учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих
товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба,
диалог: “Скажите, пожалуйста”, “Спасибо”, “Будьте любезны” и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами
творчества (фантазии).
Характеристика группы учащихся, имеющих
фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при
усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой
системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на
одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное
коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или
недостаточно внятным (“смазанным”).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой
системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей,
прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов,
смешение слов по смыслу и т.п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны
аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные
направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического
восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный
зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и
синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из
смешиваемых звуков:
— уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на
зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
— выделение его на фоне слога;
— определение наличия и места в слове (начало, середина,
конец);
— определение места звука по отношению к другим (какой по счету
звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
— выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и
слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности,
что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого
звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает
слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной
буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию
звуков.
Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют
нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической
(артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции
звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить
проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя
речи:
— развитие языкового анализа и синтеза (умение определять
количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание
предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;
придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение
предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в
предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и
т.д.;
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и
четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор
языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания
текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной
задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном
материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с
образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно
писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям
(т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в
вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в
целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с
заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы
(начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого
высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных
высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за
разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой
терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной
работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов
учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих
товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба,
диалог: “Скажите, пожалуйста”, “Спасибо”, “Будьте любезны” и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами
творчества (фантазии).
Характеристика группы учащихся, имеющих
фонетико-фонематическое недоразвитие речи, обусловленное общим недоразвитием
речи.
Дети данной категории испытывают стойкие трудности при
усвоении программы начального обучения общеобразовательной школы вследствие
недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной учебной деятельностью.
I. Нарушения фонетико-фонематического компонента речевой
системы.
1. Дефектное произношение 2—5 звуков, распространяющееся на
одну-две группы оппозиционных звуков. У некоторых детей, прошедших дошкольное
коррекционное обучение, произношение звуков может быть в пределах нормы или
недостаточно внятным (“смазанным”).
2. Недостаточная сформированность фонематических процессов.
Вследствие этого у детей данной категории наблюдаются:
а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному
развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;
б) недостаточная сформированность предпосылок к успешному
овладению грамотой;
в) трудности овладения письмом и чтением (наличие специфических
дисграфических ошибок на фоне большого количества разнообразных других).
II. Нарушения лексико-грамматического компонента речевой
системы.
1. Лексический запас без грубых нарушений. У некоторых детей,
прошедших дошкольное коррекционное обучение, возможны ошибки в употреблении слов,
смешение слов по смыслу и т.п.
2. Грамматический строй может быть в пределах нормы. Возможны
аграмматизмы в предложениях сложных синтаксических конструкций.
III. Психологические особенности.
1. Неустойчивое внимание.
2. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым
явлениям.
3. Недостаточное развитие способности к переключению.
4. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
5. Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно
словесного материала.
6. Недостаточное развитие самоконтроля, преимущественно в
области языковых явлений.
7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и
деятельности.
Следствие:
а) недостаточная сформированность психологических предпосылок к
овладению полноценными навыками учебной деятельности;
б) трудности формирования учебных умений (планирование
предстоящей работы; определение путей и средств достижения учебной цели;
контролирование деятельности; умение работать в определенном темпе).
Основные направления работы
1. Развитие звуковой стороны речи. Развитие фонематического
восприятия (дифференциации фонем) с опорой на речеслуховой, речедвигательный
зрительный и другие анализаторы. Развитие фонематического, слогового анализа и
синтеза.
а) Уточнение произносительного и слухового образа каждого из
смешиваемых звуков:
— уточнение артикуляции и звучания звука с опорой на
зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения;
— выделение его на фоне слога;
— определение наличия и места в слове (начало, середина,
конец);
— определение места звука по отношению к другим (какой по счету
звук, после какого звука произносится, перед каким звуком слышится в слове);
— выделение его из предложения, текста.
б) Сопоставление смешиваемых звуков в произносительном и
слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности,
что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого
звука. Однако основная цель — их различение, поэтому речевой материал включает
слова со смешиваемыми звуками.
В процессе работы каждый из звуков соотносится с определенной
буквой. Большое место занимают письменные упражнения, закрепляющие дифференциацию
звуков.
Примечание. В том случае, если у ребенка присутствуют
нарушения фонетической стороны речи, устранению акустической
(артикуляторно-акустической) дисграфии предшествует работа по коррекции
звукопроизношения. На начальных этапах работы рекомендуется исключить
проговаривание, так как оно может вызвать ошибки на письме.
2. Развитие лексического запаса и грамматического строя
речи:
— развитие языкового анализа и синтеза (умение определять
количество, последовательность и место слов в предложении): придумывание
предложений по сюжетным картинкам и определение в нем количества слов;
придумывание предложений с определенным количеством слов; распространение
предложения; составление графических схем предложения; определение места слов в
предложении; выделение предложения из текста с определенным количеством слов и
т.д.;
— уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее
обогащение словарного запаса как путем накопления новых слов, относящихся к
различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться
различными способами словообразования;
— уточнение значения используемых синтаксических конструкций;
дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем
овладения детьми словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений
различных синтаксических конструкций.
3. Формирование связной речи:
— развитие навыков построения связного высказывания;
программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
— установление логики (связности, последовательности), точное и
четкое формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания; отбор
языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в
тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания
текста, сюжетной картины).
4. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к
обучению:
— устойчивости внимания;
— наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
— способности к запоминанию;
— способности к переключению;
— навыков и приемов самоконтроля;
— познавательной активности;
— произвольности общения и поведения.
5. Формирование полноценных учебных умений:
— планирование предстоящей деятельности (принятие учебной
задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном
материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
— контроль за ходом своей деятельности (от умения работать с
образцами до умения пользоваться специальными приемами самоконтроля);
— работа в определенном темпе (умение быстро и качественно
писать, считать; проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
— применение знаний в новых ситуациях;
— анализ, оценка продуктивности собственной деятельности.
6. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к
обучению:
— умения внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не
переключаясь на посторонние воздействия; подчинять свои действия его инструкциям
(т.е. занять позицию ученика);
— умения понять и принять учебную задачу, поставленную в
вербальной форме;
— умения свободно владеть вербальными средствами общения в
целях четкого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в
соответствии с полученной инструкцией;
— умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с
заданием, инструкцией) выполнять учебные действия и адекватно реагировать на
контроль и оценки учителя-логопеда.
7. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных
ситуации учебной деятельности:
— ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией,
заданием;
— ответы на вопросы по ходу учебной работы с адекватным
использованием усвоенной терминологии;
— ответы двумя-тремя фразами по ходу и итогам учебной работы
(начало формирования связного высказывания);
— применение инструкции (схемы) при подготовке развернутого
высказывания по ходу и итогам учебной работы;
— употребление усвоенной учебной терминологии в связных
высказываниях;
— обращение к учителю-логопеду или товарищу по группе за
разъяснением;
— пояснение инструкции, учебной задачи с использованием новой
терминологии;
— развернутый отчет о последовательности выполнения учебной
работы, подведение итогов занятия;
— формулирование задания при выполнении коллективных видов
учебной работы;
— проведение дифференцированного опроса и оценка ответов своих
товарищей (в роли руководителя различных видов учебной работы);
— соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба,
диалог: “Скажите, пожалуйста”, “Спасибо”, “Будьте любезны” и т.п.);
— составление устных связных высказываний с элементами
творчества (фантазии).
Характеристики группы учащихся, имеющих нарушения
чтения и письма, обусловленных общим недоразвитием речи.
Это специфическое нарушение орфографического навыка письма
на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Отсутствие специально организованной
коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии.
Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями
и навыками отмечаются не только в начальный период обучения детей с различными
нарушениями речи, но и в средних, и в старших классах. Наиболее частые
дизорфографические проявления — ошибки на правила начальной школы. При этом данные
орфограммы не усваиваются именно в тот временной период, который положен по
программе.
Нарушение усвоения правописания у школьников часто сочетается с
дислексией, дисграфией, фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В средних и старших классах общеобразовательной школы
дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе:
— общее недоразвитие речи (ОНР);
— фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и
фонетико-фо-нематическое недоразвитие речи (ФФНР);
— дисграфию и дислексию (в период обучения в начальной
школе);
— различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую
дисфункцию — (ММД), энцефалопатию;
— пренатальную и постнатальную патологию.
У большинства учащихся, имеющих данное нарушение
отмечается:
1) снижение слухоречевой памяти;
2) нарушение буквенного гнозиса;
3) нарушение динамического праксиса руки;
4) затруднено восприятие ритмической структуры слова;
5) нечеткая дикция, плохая артикуляция;
6) нарушение лексико-грамматического строя речи.
Дети с дизорфографией принадлежат к той категории учащихся,
которые особенно нуждаются в логопедической помощи. Без такой помощи они не только
испытывают затруднения в процессе обучения, но и зачастую оказываются в числе
неуспевающих по всем предметам. Своевременная и систематическая помощь позволяет
преодолеть данное нарушение и в определенной мере предотвратить обусловленные ими
отрицательные последствия.
Основные направления
работы
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии
проводится в четыре этапа: первый — диагностический, второй — подготовительный,
третий — коррекционный и четвертый — оценочный.
Первый (диагностический) этап
На данном этапе проводится анализ письменных работ,
процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового
анализа и синтеза, представлений; фонематического восприятия (дифференциация
фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной
речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как
мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по
устранению дефекта. При проведении диагностики следует (при возможности)
подключать школьного психолога.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей
русского языка; проверка, анализ ошибок.
2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших
специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов,
слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных
картинок.
3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с
использованием групповой тестовой методики (письменно).
4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым
учеником в форме беседы.
5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
Второй (подготовительный) этап
На подготовительном этапе уточняются созданные в
процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфографией
(зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления); проводится
работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение,
сопоставление. Выполняется работа по развитию свойств внимания, памяти; проводятся
мероприятия по коррекции почерка (с возможным использованием адаптированных для
данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики).
При возможности параллельного ведения ребенка психологом часть
заданий и упражнений направляются на снятие “страха письма”, неуверенности,
тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных
представлений.
3. Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест
в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов,
эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта
запоминания.
5. Развитие мышления.
Третий (коррекционный) этап
В течение коррекционного этапа осуществляется
преодоление дизорфографических нарушений. Работа проводится по направлениям,
соответствующим основным видам ошибок, и реализуется на фонетическом, лексическом
и синтаксическом уровнях.
Комплексный подход данной методики по коррекции дизорфографии
предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение
нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Общая характеристика коррекционной работы
1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная
буква в начале предложения и в именах собственных.
2. Работа над ударением. Родственные и однокоренные слова.
Безударная гласная.
3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие
согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительные “ъ” и
“ь”.
5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые
словосочетания. Фразеологические обороты.
6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень,
суффикс, приставка, окончание, основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после
шипящих.
8. Глагол. Начальная форма глагола.
9. Дифференциация прилагательных и причастий.
10. Дифференциация приставок и предлогов.
11. Работа над просодическим компонентом речи. Интонация. Темп.
Ритм. Логическое ударение. Фонетическая ритмика. Логоритмика.
12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.
13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
Четвертый (оценочный) этап
На последнем этапе оценивается эффективность
коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются
различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей
в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому
оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической
стороны речи; изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и
памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней
аграмматизмов.
При наличии у учеников нарушений звукопроизношения проводится
индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для
данного возраста речевом материале. В случае выявления у дизорфографиков ошибок
дисграфического характера коррекционная работа ведется параллельно: формируются
группы сочетанного диагноза “дисграфия — дизорфография”, на группу составляется
перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени
выраженности дефекта.
Список использованной литературы:
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация
логопедической работы в школе.М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация
коррекционной работы : методическое пособие для учителей-логопедов.
М. : Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Садовникова И.Н. Коррекционное обучение
школьников с нарушениями чтения и письма. Пособие для логопедов, учителей,
психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. — М.: АРКТИ, 2005.
Желаем успехов!
|