|
Учет физиологических особенностей детей с нарушениями чтения и письма при использовании элементов тренинговых технологий
на логопедических занятиях в школе.
Меркулова С.А., учитель-логопед, МОУ "Лицей №5", г.Губкин, Белгородская область.
Серьезную проблему для учителей, логопедов и родителей представляют нарушения письма и чтения, проявляющиеся у учащихся
начальной школы в общей картине отклонений речевого развития, и связанный с ними страх перед уроками русского языка и чтения.
Естественные для таких детей затруднения наиболее ярко выступают в начале второго года обучения и не уменьшаются, а
возрастают, если с ними бороться с усилением давления, жестким контролем, требованием «делать без ошибок и помарок». В
ответ, как результат перевозбуждения, появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость. Нарушается
гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, которые предъявляются социальным
окружением.
Одно из важнейших свойств индивидуальности – функциональная асимметрия мозга.
Как правило, созревание правого, эмоционального полушария осуществляется более быстрыми темпами, чем левого, отвечающего за
словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению. Ряд авторов утверждают,
что до 9-10 лет ребенок является «правополушарным», т.е. ведущую роль в его жизни в этот период времени играют
эмоции [3,4]. Такая оценка не лишена оснований, поскольку младшие школьники очень эмоциональны, их познавательная
деятельность имеет более непосредственный, целостный и образный характер.
На уроках русского языка происходит постоянная стимуляция функций левого полушария при торможении функций правого. Это
достаточно сложно даже для детей с нормальным речевым развитием. Для школьников с речевой патологией, находящихся
изначально в невыигрышной ситуации, стимуляция еще не свойственных левому полушарию функций чрезмерна. Вступает в действие
защитная функция правого полушария: ребенок перестает усваивать не только требования, но и всю знаковую информацию: «не
видит», «не слышит», «копается», постоянно быстро устает [4].
Все учащиеся с общим недоразвитием речи испытывают панический страх перед уроками русского языка. Каждый урок для них –
источник беспокойства, тревоги и сомнений. Давление со стороны родителей еще более усиливает неуверенность, слабость,
несостоятельность ребенка. Именно поэтому на логопедических занятиях, помимо обучения детей по традиционным методикам,
необходимо обеспечить психологическую разгрузку во избежание появления неврозов. Детям необходимы яркие впечатления, и
положительные эмоции, вера в свои силы и заинтересованность в результате – это практически 50% успеха коррекционной
работы. Естественно, что такие разгрузки должны проводиться не в ущерб логопедическому занятию, а органично сочетаться с
ним, принимая на себя часть занятия и совпадая с ним по цели.
Поэтапное усложнение заданий позволяет организовать работу от простого к сложному, с учетом дифференцированного
подхода [6]. Нестандартность и простота этого вида работы вызывают живой интерес и положительную реакцию
детей. Соответственно уменьшается нагрузка на правое полушарие и эмоционально активизируется работа ведущего полушария. Для
учащихся такие задания служат психологической разгрузкой. При выполнении подобных заданий у детей пропадают навязчивые
опасения «сделать не так, как нужно». Появляется заинтересованность в конечном результате [5].
На логопедических занятиях мною используются несколько типов психологических упражнений, адаптированных к условиям и
тематике проведения:
- шифровка слов с помощью цифр;
- выделение корня у нескольких слов, приставок, разделение слов на слоги, и т.д. (по типу "4-й лишний");
- работа с деформированными словами, предложениями, текстом (замена неправильного на правильное слово);
- добавление недостающего слова в предложение по смысловому содержанию из предложенных слов и собственного словарного
запаса;
- составление словосочетаний, рассказов с опорой на наглядность и по заданным словам, схемам (существительное+ глагол,
прилагательное+существительное, прилагательное+существительное+глагол и т.д.);
- использование рисунков и графических изображений при замене слогов в части слова и слов в предложении [2].
Таким образом, можно сказать, что использование подобных заданий-тренингов дает определенный педагогический, психологический
и коррекционно-развивающий эффект. Подобные задания развивают речемыслительную деятельность детей, активизируют словарь,
совершенствуют слогозвуковой анализ и синтез слов, формируют связную речь. Значительное место в использовании таких
упражнений отводиться развитию внимания, памяти, мышления, зрительного восприятия. Стимулирует формирование творческих
способностей, снижает интеллектуальную пассивность, способствует предупреждению неврозов, обеспечивая более прочное усвоение
материала.
Литература.
- Волина В.В. Учимся играя. – М., Изд-во Новая школа. 1994.
- Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе / Под ред. Глозман Ж.М. – М.: В. Секачев, 2006. - 96 с.
- Корнев А.Н. Дифференциальная диагностика недоразвития речи у детей (нейропсихологические аспекты) //Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. Монографический сборник. – МПГУ, 2005,с.43-47.
- Лурия А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. - М., Изд-во Академия, 2002. - 36 с.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие – М., Владос, 1995.
- Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи. - М., 1996.
Желаем успеха!
| |