|
Многофункциональное дидактическое пособие панно "Домик в деревне".
Мельникова А.А., учитель-логопед МБДОУ детский сад "Колокольчик" г. Суровикино
Волгоградской области.
| «Многофункциональное дидактическое пособие панно 'Домик
в деревне'.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Список ключевых слов: дети с речевыми нарушениями, коррекционно-развивающая среда,
многофункциональное пособие, логопункт.
Аннотация.
Коррекционно-развивающая среда в логопедическом кабинете играет большую
роль в речевом и психическом развитии детей с речевыми нарушениями. В настоящее время
издаются достаточно разнообразные пособия для развития речи детей, но в своей работе я
стараюсь использовать пособия созданные своими руками. Одним из таких пособий и является
многофункциональное панно "Домик в деревне". Данное пособие позволяет решить ряд насущных
задач стоящих пред учителем-логопедом на логопункте. Панно "Домик в деревне" было
апробировано в течение трех лет и показало хорошие результаты. К тому же данное пособие
является переносным, что позволяет его использование не только в логопедическом кабинете, но
и в группах детского сада.
Эффективность работы с детьми на логопункте имеющими различные речевые
нарушения: ФНР, ФФНР, ОНР, во многом зависит от правильно организованной
коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
Устранение речевых нарушений – сложный, кропотливый труд, который требует
от ребенка усидчивости, терпения. Поэтому занятия должны быть яркими, насыщенными,
интересными.
Большой находкой в организации корекционно - развивающей среды стало
создание многофункционального настенного пособия "Домик в деревне". Данное пособие стало не
только ярким украшением логопедического кабинета, но и эффективным учебным материалом.
За основу я взяла фанеру. На панно расположила элементы: домик, деревья,
клумбы, цветы, озеро, солнце, облако, бабочка.
Цель, которую я преследовала при создании данного пособия - это развитие
речи; закрепление речевых умений полученных на логопедических занятиях, а также как средство
стимуляции к занятиям.
Основные задачи:
- повышение личностной, интеллектуальной, речевой активности;
- автоматизация звуков в словах, предложениях, связной речи;
- расширение словарного запаса, развитие связной речи, развитие
грамматического строя речи;
- закрепление эмоциональных состояний;
- формирование правильной воздушной струи;
- развитие глазодвигательной функции, профилактика зрительных
нарушений;
- развитие и совершенствование слоговой структуры слов;
- умение производить звукобуквенный анализ.
В центре панно располагается домик, с одной стороны он состоит из пяти
этажей. Каждый этаж помогает определить слоговой состав слов. На первом этаже живут
картинки, состоящие из одного слога, например: сом, ком, и пр. Аналогично размещаем картинки
на соответствующий этаж. С другой стороны домика расположено окошко, которое предназначено
для сюжетных картинок.
Глядя на бабочку, облачко и солнце дети выполняют зрительную гимнастику,
которая помогает снять напряжение с глаз, помогает развивать глазодвигательную функцию, что
в последствии служит профилактикой зрительных нарушений.
Внизу панно располагаются цветочки: он, она, оно, они, которые помогают
автоматизировать звуки в словах, развивать грамматический строй, где дети определяют
мужской, женский, средний род, а также единственное и множественное число имен
существительных. Каждый цветочек выражает определенную эмоцию: злость, радость, удивление,
грусть, что в свою очередь помогает закрепить знания детей об эмоциональных состояниях.
В углу располагается озеро с бумажными волнами. Оно помогает развивать у
детей плавность и силу выдоха.
Рядом с домиком растут звуковые деревья. Каждое дерево служит для
определения звуков и букв – гласные, согласные – мягкие и твердые. Яблоню украшают красные
яблочки – это гласные, грушу украшают желтые груши – это мягкие согласные, сливу украшают
синие сливы – это твердые согласные. Под каждым деревом мы с детьми в клумбу высаживаем
цветочки – звукобуквенный анализ. Например: слово кот, будет расти у нас на сливе, т.к.
первый звук (К) твердый согласный. Под эти деревом высаживаем цветочки: синий, красный,
синий.
Желаем успехов! | |