|
Подготовка руки ребёнка к письму.
Машкина Н.В., учитель-логопед МАОУ
“Гимназия №6” г.Губкин Белгородская область.
«Рука - вышедший наружу мозг», - писал Кант.
Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое
стимулирующее значение функции руки. Из различных исследований установлено, что уровень
развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений
пальцев рук. И если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если же развитие движений отстает, то задерживается и речевое
развитие, хотя при этом общая моторика может быть нормальной и даже выше нормы. Рекомендуется
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки тонких движений пальцев рук.
Подготовка к письму является одним из самых сложных этапов подготовки
ребенка к систематическому обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями
5-6-летнего ребенка с одной стороны, и самим процессом письма с другой. Чтобы избежать
негативных последствий при обучении письму существует система упражнений, позволяющая каждому
ребенку постепенно, без перегрузки, с максимальным учетом его индивидуальных особенностей
подготовиться к этому роду деятельности.
Для укрепления и развития руки, координации движений будут полезны
следующие упражнения:
- Работа с мелкими деталями конструктора.
- Работа с линейкой-спирографом.
- Лепка из пластилина.
- Нанизывание бусинок.
- Создание узора из спичек по образцу.
- Изготовление украшений из бересты, бумаги.
- Освоение ремесел (шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с
бисером)
- Застегивание и расстегивание пуговиц.
- Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков.
- Вырезание по контуру фигур из бумаги (особенно вырезание плавное, без
отрыва ножниц от бумаги).
- Рисование по точкам, по образцу.
- Штриховка.
- Работа со спирографом.
Ребенок, выполняя работу по штриховке, в отличие от работы, связанной с
написанием букв, не чувствует усталости. Он делает это свободно, хотя его рука проделывает те
же движения, что и при письме.
Формирование у детей грамотного письма путем развития мелкой моторики руки
способствует росту здоровых и уверенных в себе людей. Дети – это наше будущее. А значит, мы
уже сейчас думаем о тех, кто нам помогает в преклонном возрасте: ведь мы помогали воспитывать
достойное поколение. Давайте не упустим свой шанс помочь детям и себе!
Желаем успехов! | |