ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Коррекционно-логопедическое занятие по теме “Буква мягкий знак”.

Алфёрова И.Р., учитель- логопед.

 

Цель:

1. Уточнить представления учащихся о букве мягкий знак.

2. Тренировать учащихся в написании слов с буквой мягкий знак.

3. Развивать пространственное восприятие.

4. Развивать зрительное внимание.

5. Развивать фонематический анализ и синтез.

6. Обогащать словарный запас учащихся.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

Здравствуйте, ребята! Мы начинаем наше занятие.

II. Основная часть.

1. Открываем тетради, берем синюю ручку, отступаем одну строчку от предыдущей работы и записываем что? (14 декабря). Что обозначает число 14? (Какое сегодня число.) Декабря? (Название текущего месяца.) Это месяц какого времени года? (Зимы.) Значит - это какой месяц? (Зимний.) В декабре зима начинается, заканчивается, или продолжается? (Начинается.)

Дети записывают 14 декабря в тетради.

2. “Какие буквы спрятались?”

На доске пособие.

Ребята, давайте потренируем наши глазки! Какие буквы “спрятались”? Записываем большую и маленькую букву в соединении.

Учащиеся по одному выходят к доске, называют, показывают букву. Дети должны найти и записать 9 букв (х,у,п,г,и,м,ш,щ,ц.)

Анализируем записанные буквы.

а). Назовите гласные. (у,и).

б). Назовите согласные, которые имеют два звука. (х,п,г,м).

в). Что общего между согласными ш, ц? (Они всегда твердые.)

г). Какая еще согласная всегда твердая? (ж.)

д). Всегда мягкие? (ч,щ,й.)

Молодцы!

3. Мы сегодня с вами будем рассказывать сказку. Я начну, а вы мне помогите. Жили-были буквы. Где они жили? (В алфавите.) Что такое алфавит? (Это буквы, расположенные по порядку.) Сколько букв в алфавите? (33буквы.) Буквы жили разные. Какие? (Гласные и согласные.) Что вы знаете про гласные? (Гласные поются, образуют слоги, бывают ударные и безударные.) А согласные? (Не поются, слогов не образуют, могут быть твердыми и мягкими.)

“Буквы жили – не тужили, потому что все дружили!”

Но жила среди них одна буква, с которой никто не дружил! Подскажите, какая буква?

Это буква – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово часто просится!

Логопед вывешивает на доску букву Ь.

Что это за буква? (Мягкий знак.)

Он не произносится. Что это значит? (Не имеет звука.)

Плохо жилось мягкому знаку. Одиноко.

Как-то раз буквы решили поиграть в свою любимую игру - “составь слово”. Отгадайте, какое слово хотели составить буквы?

“Доскажи словечко”.

Без ключа, ты, мне поверь

Не откроешь эту…. (дверь.)

Давайте выложим слово дверь из букв. Но у меня только 4 буквы. Что получилось? (Двер.) Правильно? (Нет.) Какой звук звучит не так, как должен? (“р”, он должен быть мягким.) Гласные решили помочь звуку “р” стать мягким. Какие гласные пришли на помощь? (Гласные второго ряда – я,е,ю,и,е.) Все гласные по-очереди вставали за буквой р. Смотрите, что получалось, читаем. (дверя, двере, двери, дверю, двере.) А слово дверь никак не получалось! Что же делать? (Нужно поставить мягкий знак.) Позвали букву мягкий знак. Он с радостью помог. Получилось слово дверь. И с тех пор буквы подружились. Ведь мягкий знак важная буква в русском языке. Зачем она нужна? (Чтобы смягчать согласные.)

Вот мы сегодня поработаем с буквой ь, потренируемся в написании слов с этой буквой.

Логопед вывешивает на доску букву Ь.

Давайте запишем слово дверь в тетради.

Комментированное письмо.

Подчеркнем букву мягкий знак. Что он делает в этом слове? (Смягчает согласную р.) Над буквой р надписываем маленькую букву с с точкой.

“Отгадай загадку”

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.

Кто это? (Лось.)

На доску вывешивается картинка “лось”.

Кто такой лось? (Это дикое животное.)

Записываем слово лось в тетради.

Комментированное письмо.

Подчеркнем букву мягкий знак. Что он делает в этом слове? (Смягчает согласную с.) Над буквой с надписываем маленькую букву с с точкой.

Работа с изографом. (Чтение слов из букв разного шрифта.)

Какое слово написано? Попробуйте прочитать. (Гусь.)

Кто такой гусь? (Домашняя птица.)

На доску вывешивается картинка “гусь”.

Записываем слово гусь в тетради.

Комментированное письмо.

Подчеркнем букву мягкий знак. Что он делает в этом слове? (Смягчает согласную с.) Над буквой с надписываем маленькую букву с с точкой.

Работа с ребусом.

Ребята, я приготовила для вас ребус. А что такое ребус? (Зашифрованное слово.)

На доску вывешивается ребус.

Какое слово я зашифровала? (Коньки.) А как вы догадались?

(К слову конь прибавили ки, получились коньки.) Молодцы!

Записываем слово коньки в тетради.

Комментированное письмо.

Подчеркнем букву мягкий знак. Что он делает в этом слове? (Смягчает согласную н.) Над буквой н надписываем маленькую букву с с точкой.

Посмотрите на слова, которые мы записали. Какую позицию в слове может занимать буква мягкий знак? (Он может стоять в конце и середине слова.) А может слово начинаться с буквы мягкий знак? (Нет. Он не имеет звука. Нужен для смягчения согласных.)

“Спрячь мягкий знак в середину слова”

Давайте поиграем со словами и с буквой мягкий знак. Спрячьте мягкий знак в середину слова.

На доске карточка с напечатанными словами.

день

пень

окунь

зверь

огонь

уголь

Измените, слово так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.

Назовите предметы ласково во мн. числе.

Задание выполняется устно. Получаются слова: деньки, пеньки, окуньки, зверьки, огоньки, угольки.

Какой слог мы добавляли ко всем словам? (Слог ки.)

На доске появляется карточка со слогом КИ.

Давайте еще раз прочитаем слова.

день

пень

окунь

зверь КИ

огонь

уголь

Динамическая пауза.

Дети встают из-за парт. Логопед предлагает поиграть в игру “Делай то, что я скажу, а не то, что покажу!”

Реконструирование букв.

Ь – Б, В, Ы, Ъ.

Каждому ребенку раздается конверт с элементами букв и буквой Ь.

Какие буквы можно построить, если добавлять к букве мягкий знак только один элемент? (Б,В,Ъ,Ы.)

Анализируется каждая буква. Как получилась буква В? (Мы добавили к букве мягкий знак полуовал.) и т. д.

Работа со схемами слов.

На доске карточка со схемами слов.

  1. __ Ь __ __ __ __
  2. __ __ Ь __ __ __
  3. __ __ __ Ь __ __

Логопед называет слова альбом, льдина, письмо.

Какая схема соответствует слову альбом? (Слову альбом соответствует 2 схема.) К доске выходит ребенок и из букв магнитной азбуки выкладывает на схеме слово альбом.

Аналогичная работа проводится со словами льдина, письмо.

Схема слов заменяется карточкой со словами

альбом

льдина

письмо

Что обозначают эти слова? (Эти слова обозначают предметы.) Давайте подберем к ним слова признаки. Какие могут быть эти предметы?

На доске карточка со словами

большая

прощальное

новый

Какие словосочетания у нас получились? Дети читают словосочетания

большая льдина

прощальное письмо

новый альбом

Запишите любое словосочетание в тетрадь. Подчеркните букву мягкий знак. Зачем нужен мягкий знак в этих словах? (Он смягчает согласные.) Надпишите над буквой мягкий знак букву с.

Как мы будем писать первое слово? (С большой буквы.) А в конце мы поставим что? (Точку.)

Предложение с ошибками.

Самостоятельная работа.

Каждому учащемуся раздается карточка с предложением

это палто мне очен болшое

Правильно напечатали предложение? (Неправильно.)

Возьмите простой карандаш и запишите это предложение к себе в тетрадь правильно.

Какие же ошибки были допущены? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставиться точка, в словах пальто, очень, большое пропущена буква мягкий знак.)

На доске карточка с предложением

Это пальто мне очень большое.

Правильно я напечатала? (Правильно.) Сравните ваше предложение с моим предложением. Если у вас нет ошибок, обведите слова синей ручкой, подчеркните букву мягкий знак. Зачем нужен мягкий знак в этих словах? (Он смягчает согласные.) Надпишите над буквой мягкий знак букву с.

III.Итог.

О какой букве мы сегодня говорили на занятии? (Сегодня на занятии мы говорили о букве мягкий знак.)

Что вы можете рассказать об этой букве? (Буква мягкий знак не имеет звука, она нужна для смягчения согласных и может стоять в середине и конце слова.)

Логопед положительно оценивает работу каждого учащегося.

Желаем успеха!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service