|
Конспект открытого занятия с воспитанниками старшей группы “Звук и буква Ж”, “Домашние
животные”.
Поликарпова З.В., учитель-дефектолог, “Ясли-сад №10 г. Пружаны”.
| «Схема описания
домашнего животного.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Тема: “Звук и буква Ж”, “Домашние животные”.
Цель: развитие звуковой культуры речи; связной речи.
Коррекционная цель: формирование внимания, памяти, мыслительных операций;
фонематического восприятия, анализа и синтеза; согласование числительного с именем
существительным; развитие общей и мелкой моторики.
Оборудование: красочные книги из серии “Азбука”, “Азбука в картинках”; домики
с гласными и согласными звуками; куклы – бибабо: Щенок, Котёнок, маска, сарафан для Кисоньки –
мурысоньки, весёлый человечек: Карандаш; предметные картинки; схемы: “Определение позиции звука в
слове”, “Чтение слогов по схеме”: “Домашние животные”.
Содержание занятия:
Учитель – дефектолог: “Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по Стране
звуков и букв. Звуки живут вокруг нас. Мы говорим их и слышим.
-Закрыли глаза и прислушались. Что вы услышали?” (Разговор, хлопанье дверью,
шум самолёта)
-Звуки образуют слова: длинные и короткие, тихие и громкие, добрые и ласковые.
Больше всего слов живёт в домиках, которые называются книгами. Посмотрите, какие они яркие и
красивые. В книгах живут буквы и слова. Из слов рождаются рассказы, сказки, стихи. А чтобы вы
смогли их прочитать, я приглашаю вас в чудесную страну, которая называется Страной звуков и букв.
В этой стране мы будем с вами слушать и произносить звуки, придумывать слова, играть,
рассказывать о домашних животных.
-Вы умеете играть с куклами и машинами? (Ответы детей).
-А знаете ли вы, что и со словами тоже можно играть? Хотите, я научу вас?
-Тогда будьте внимательны.
В группе звучит тихая музыка.
1. Сначала давайте поможем нашему язычку правильно и красиво говорить.
-Упражнение “Чашечка”.
Положили широкий язык на нижнюю губу. Края языка загибаются вверх, образуя углубление –
донышко чашечки. Переводим язык за верхние зубы.
-Упражнение “Лес шумит”: ш – ш- -ш.
Голосок проснулся и запел: ж – ж – ж – упр. “Жук жужжит”.
2. Игровое упражнение “ Повтори слова”:
Называем слова со звуком Ж в начале слова: жаба, жало, жаворонок, жасмин.
Жо – жёлудь, жёлтый, железо, желудок.
Жи – жить, жир, живот, жираф.
Жу – жук, журнал, журавль, жужжать.
Повторяем слова со звуком Ж в конце слова: морж, корж.
Звук Ж в средине слова: однажды, важно, нужно, ножи, ужи, ежи.
3.Игра “Придумай слова со звуком Ж”.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
4. Физкультминутка.
-Приняли “позу покоя”, закрыли глаза:
Солнце спит, небо спит
Даже ветер не шумит…
Рано утром солнце встало, (Руки вверх, поднимаемся на носочки);
Всем лучи оно послало. (Движения руками снизу – вверх);
Вдруг повеял ветерок, (Движения руками вправо – влево);
Небо тучей заволок. (Вращательные движения туловищем);
Барабанит дождь по крыше… (Пальчиками дети стучат по столу);
Солнце спряталось за тучей, (Дети прячутся за стул, под стол…).
Ни один не виден лучик.
5. Весёлый человечек Карандаш приготовил вам задание.
-Как жук жужжит? (Ж – ж – ж).
-У звука [ж] есть сестрица буква Ж.
-Давайте повторим с вами символы гласных звуков: рот широко открыт – А, губы трубочкой - У,
губы в улыбке – И, губы округлены – О.
6. Чтение слогов: ЖА, ЖУ, ЖИ, ЖО.
Произносим Ж и продвигаемся по дорожке, читаем слоги.
7. Ребята, посмотрите, какие Карандаш со своими друзьями построил домики. В них уже кто – то
поселился. (Предлагаю постучать в домики и позвать хозяина). Дети стучат, появляются буквы.
Дошкольники называют буквы: Ш, Ж, А, О, У, И.
-Как вы думаете, почему у одних домиков крыша и окна синего цвета, а у других – красного?
(Ответы детей: живут гласные и согласные звуки).
-Буквы дружат между собой, ходят друг к другу в гости.
- Игра “Живые слоги” - чтение прямых слогов.
Участники делятся на 3 подгруппы. Первая подгруппа получает карточки с согласными буквами,
вторая с гласными. Дети сходятся попарно, поднимая вверх карточки с буквами. Ребята из третьей
подгруппы читают слоги.
- “Глобальное чтение”.
-Поиграем в игру: (Показываю картинку).
-Кто это? (Кот).
На обратной стороне картинок написаны слова. Чтение слов: КОТ, КОЗА, ОВЦА.
- Игра “Кого не стало?” ..
Дети закрывают глаза. Педагог убирает одну картинку, на которой написано слово. Кого не
стало?
Задание повторяется.
- Физкультминутка.
Упражнение “Коготки” - сгибание и разгибание пальцев.
- Карандаш очень любит рисовать. Он нарисовал схемы. Нужно по этим схемам составить рассказ.
Кто хочет рассказать о домашнем животном.
Рассказ по схеме.
- Название животного.
- Описание внешнего вида.
- Чем питается?
- Где живёт животное?
- Детёныши.
- Почему тебе нравится это животное?
- Предлагаю поиграть ещё в одну игру.
Выставляются картинки. Дети считают предметы (обращается внимание на правильное согласование
числительного с именем существительным).
Игра “Сколько”.
- Вот и закончилось наше путешествие, но ещё не раз Страна звуков и
букв позовёт нас к себе в гости.
Понравилось вам, ребята, это путешествие? Тогда поблагодарим нашего друга Карандаша за то, что
он помог нам побывать в такой замечательной стране, где можно знакомиться с буквами и играть
одновременно.
Желаем успеха! | |