Логопедическая викторина в 4 классе «Словесная мозаика»
Лаврова Н.В.
учитель-логопед, МБОУ «Зоринская средняя общеобразовательная школа»
МБОУ «Зоринская средняя общеобразовательная школа» Логопедическая викторина в 4 классе «Словесная мозаика» Разработала и провела учитель - логопед Лаврова Наталья Валерьевна Зорино - 2014 Тема «Словесная мозаика» Цель: обобщить и систематизировать знания, имеющиеся у обучающихся. Задачи: Образовательные: закрепить знания ранее изученного материала, упражняться в образовании новых слов, умении составлять предложения, расширять и обогащать словарный запас обучающихся. Развивающие: развивать внимание, воображение, словесно - логическое мышление, мелкую моторику рук. Воспитательные: воспитывать чувство ответственности, добросовестного выполнения задания, умения работать в коллективе, привычку точно и в срок выполнять задания. Тип занятия: обобщающее - практический Форма: логопедическая викторина, игра Структура: 1.Орг. Момент - 0,5 - 1мин. 2. Постановка цели – 2 мин. 3. Повторение пройденного материала – 5 мин 4. Решение заданий - 28 мин 5. Обобщение изученного материала – 3 мин 6. Подведение итогов занятия 0,5 - 1 мин. Оборудование: индивидуальные карточки, таблицы с буквами, воздушные шары, различная крупа, бусинки, видеопроектор, презентация, музыка. Музыка: «Когда мои друзья со мной», «Учат в школе» - детские песни Ход занятия Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть, как вы занимаетесь. Чему научились? - Но чем мы будем сегодня заниматься, вам предстоит догадаться. А подсказка вокруг вас. Что вы заметили нового, необычного в этом классе? (Ответы детей). - А что лежит у вас на столе? (Ответ детей: мозаика). - А что это за игра? (Ответы детей: из неё можно собирать узоры). Правильно, это когда из частей создают одно целое, узор или картинку. Вот и мы сегодня с вами будем заниматься «словесной мозаикой», где из звуков будем создавать слова, из слов предложения, а уже из предложений будем составлять текст (1 слайд). Каждое задание - это ячейка нашей словесной мозаики. Вы будете собирать её по кусочкам, передвигаясь от задания к заданию, и в конце получите целую картинку. Вы готовы? (Ответ детей: да, готовы). Тогда приступаем! Первое задание называется «Основы знатоков» (2 слайд). В нём нужно дать один ответ из вариантов и подчеркнуть его. Верным является только один. 1. Сколько гласных букв в русском языке? (10, 8, 6, 5) 2. Сколько звуков в слове ёж? (5,4,3,2) 3. Какой из слогов обозначает ноту? (ни, шу, фа, фу) 4. Сколько пар согласных по звонкости - глухости в русском языке? (12, 13, 6, 5) 5. Правильно ли я сказала, что перед четвергом идет вторник? (среда, пятница, понедельник, суббота) 6. Сколько букв в русском алфавите? (29,31, 33, 32) 7. Какой знак препинания чаще всего используется в конце предложения? (вопросительный знак, точка с запятой, восклицательный знак, точка) 8. Сколько непарных твёрдых согласных в русском языке? (2, 3, 10, 5) 9. Какая часть слова стоит перед корнем? (заставка, приставка, окончание, суффикс) 10. Сколько звуков в слове вьюга? (6, 4, 7, 5) 11. Что не является знаком препинания? (точка, запятая, знак «больше», тире) - Ну что справились? (Ответы детей). - А теперь проверим! Я называю вопрос и к нему ответ, а вы проверяйте у себя. Если ответ правильный ставите плюс, а если неверный, то минус (2 слайд). - А теперь посчитайте, сколько у вас получилось плюсов? (Назвать имена детей, у которых большее количество правильных ответов) - Молодцы! Вы справились с этим заданием и у нас открывается первая часть мозаики (3 слайд). Второе задание называется «Потерялась буква» (4 слайд). У каждого индивидуальное задание. Вам нужно быть очень внимательными и подумать, где необходимо поставить букву А в слова и записать, что получилось (4 слайд). -Теперь проверим, что же у вас получилось? (5 слайд) Т Р К Н (таракан), Ф Р Ш (фарш), З Г Д К (загадка), К Р Т (карта), М Р Т (март), П Х Р Ь (пахарь), К Р Н В Л (карнавал), Р М К (рамка), Г Р Н Т (граната) (6 слайд). - Молодцы! Вы справились и с испытанием. Открывается вторая часть нашей мозаики (7 слайд). Третье задание «Составь слова» (8 слайд). Перед вами разноцветные шары синего, красного и зеленого оттенков, внутри них находятся буквы. Играет музыка, а вы хлопаете шары и соотносите их по цветам. Вывешиваем буквы синего оттенка и смотрим, какое же слово получилось, чтобы все буквы были задействованы. - Что же это за слово получилось? (Ответ детей: память) - А теперь на доску вывешиваем буквы красного оттенка и составляем и них слово. - Что же получилось? (Ответ детей: чтение) - И осталось вам составить слово из букв зеленого оттенка. - Что ж это за слово? (Ответ детей: умение) - Объясните, пожалуйста, значение слова память (Ответы детей: это когда на долгое время откладывается у нас информация в голове). - А каково значение слова чтение? (Ответы детей: это уметь сливать буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения, а предложения в тексты) - А что такое умение? (Ответы детей: это значит что-то применить, что-то вспомнить, т .е то , что уже знаешь) - Правильно! Значит три слова, которые вы отгадали взаимосвязаны. Если вы будете запоминать, то будете быстро и правильно читать - это переходит уже в умение, т.е чему научились. - Вы хорошо справились с заданием, поэтому открывается еще одна третья часть нашей мозаики (9 слайд). Чтобы получить четвертую часть словесной мозаики необходимо разгадать задание, которое называется «Ау, герои!» (10 слайд). - Вы готовы? (Ответ детей: да!) - Итак, 9 сказочных героев спрятались в квадратиках с буквами. Найдите их. Читайте по соседним клеточкам, но не наискосок. Начинайте с верхнего левого угла. А Л Е Д Ж О Л А Н Д А М Я И З У Ш И Д И Е Л Н Н А К В Д Н Р У С А А Л Ь Ю Й М Ч О Л М М О О В О К А А Т О Н Ч К А Б У Р И И Г (11 слайд). - Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Получаете четвертую часть мозаики (12 слайд). Но чтобы собрать пятую часть необходимо потрудиться. Мне вчера пришло очень странное письмо (13 слайд). Когда я его открыла, то ничего не поняла. Вначале стояли какие - то символы ОV VVO, а внизу были написаны слова и я совсем запуталась. OV OOOV OVOOO VO. V OOO VOVO V OV V OVO. VOVO V OV O VOVVOV. Наступила, наконец, вот, осень. Приехать, в, я, вам, решила, к, гости. Вам, на, к, приеду, праздник (14 слайд). - Ребята, помогите мне разобраться в этом зашифрованном письме. - Как я поняла О - это слог, например ле, V - это отдельный согласный звук, например, с. - Значит OV будет означать слово лес. - Вот и вам нужно составить из слов предложения, чтобы они соответствовали схеме (первое предложение - это первая строчка схемы и т. д). - Если вы правильно составите предложения, мы сможем прочесть текст письма. - Проверим, как вы выполнили? Правильное составление предложений: Вот наконец наступила осень. Я решила приехать к вам в гости. Приеду к вам на праздник (14 слайд). - А как вы думаете, кто прислал это письмо, ведь подписи нет? (Ответы детей). - Какой сказочный герой любит не только трудиться, но и танцевать, петь и посещать балы? - Подскажу вам - имя этого героя начинается на звук З? (Ответ детей: Золушка) За расшифровку запутанного письма, вы получаете пятую часть словесной мозаики (15 слайд). - Как здорово получается у вас! Но так как Золушка собирается к нам на осенний бал, хочет быть красивой и понравиться нам. У неё нет бус. Давайте поможем ей отыскать их. Злая мачеха ссыпала разную крупу и бусы в одну посуду. А вы наведете порядок. Разложите крупы отдельно в баночки, а из бусинок сделаете красивые бусы (Ответ детей: хорошо, поможем). Звучит музыка. - Какие вы молодцы! - Оказав помощь Золушке, вы получаете шестую часть мозаики. И тем самым собирается целая мозаика (17-19 слайд). - Вам не просто было выполнять задания, но вы справились. - Давайте с вами вспомним, какова же тема нашего сегодняшнего занятия? (Ответ детей: Словесная мозаика) - А что вы сегодня научились делать? (Ответы детей: составлять слова из букв, расшифровывать предложения, быть сообразительными, уметь раскладывать крупу и надевать бусинки). - Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей) - Чем бы вы хотели дальше заниматься? (Предложения детей) - Вы сегодня все очень хорошо занимались. Молодцы! Всем спасибо! Теперь ждем Золушку на осенний бал.
Желаем успехов!
|