Конспект подгруппового логопедического занятия по теме: “Дифференциация звуков “Ш” -
“С” в словах и словосочетаниях. Логопедическая Олимпиада”
Лапина Е.В., учитель-логопед МОБУ “Саракташская СОШ №1” .
Цель:
Дифференциация звуков “Ш” - “С” в словах и словосочетаниях
Задачи:
- закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков “Ш” и “С” с опорой на
различные виды контроля;
- развивать мелкую и общую моторику;
- актуализировать словарный запас;
- воспитывать активность, инициативность;
- учить разгадывать загадки и ребусы;
- развивать внимание, зрительную память, логическое мышление;
- воспитывать самоконтроль за правильным произношением звуков;
- развивать интерес к логопедическим занятиям;
Оборудование:
1. Предметные картинки:
Сказочные персонажи: Золушка, Красная шапочка, Карабас Барабас, Белоснежка,
Царевна-Лягушка, Карлсон, Бабка Ёжка, Снегурочка
кошка, машина, подушка, лошадь, вишня, груша, парашют, шапка, шкаф, шар; слон, собака,
самолёт, санки, стол, сосульки, лиса, лист, сосиски, сапоги
2. Игрушки и предметы:
Волшебный мешочек: карандаш, собака, мышка, лягушка, слон, мишка, ластик, краски.
Компьютер, презентация, слайды с ребусами, музыкальный файл с детской песенкой,
медали
Ход:
Вводная часть
- Здравствуйте, ребята. Совсем недавно в нашей стране проходили очень важные спортивные
соревнования. Как они назывались?
- Олимпиада.
- А после Олимпиады вы, наверное, слышали, проходила Паралимпиада – это соревнования для
людей с ограниченными возможностями здоровья. В ней участвовали люди, имеющие какие-то
серьёзные заболевания (кто-то из них плохо видит или не может самостоятельно ходить). Но они
соревновались в различных видах спорта. Команда России заняла на Олимпиаде и Паралимпиаде
первые места.
А сегодня я предлагаю вам поучаствовать в логопедической олимпиаде. Я назвала её
Логоолимпиада. Вы будете соревноваться между собой, а кто из вас лучше и правильнее буде
говорить, выполнять все мои задания, будет самым внимательным и ловким – тот и станет
победителем в нашей Логоолимпиаде. Посмотрите на гостей, которые присутствуют сегодня в
кабинете. Это не просто гости, это ваши болельщики. А я буду давать вам разные задания. За
каждое верно выполненное задание вы будете получать жетоны. В итоге мы посчитаем количество
жетонов у каждого из вас и определим победителя Логопедической Олимпиады.
Основная часть
- Ребята, нам, как и любым спортсменам перед началом соревнований нужна разминка.
Предлагаю вам выполнить упражнения для язычка, так как у нас Олимпиада логопедическая, то мы
вспомним некоторые виды спорта зимней Олимпиады в Сочи.
- Упр. “Фигуристы” (“маляр”)
- Упр. “Хоккеисты” (“футбол”)
- Упр. “Трамплин” (“грибок”)
- Упр. “Прыжки с трамплина” (“качели”)
- Упр. “Лыжня” (“вкусное варенье”)
- Упр. “Лыжная горка” (“сердитая кошка”)
1. “Угадай звук”
-Вы готовы? Предлагаю вам первое задание. Я буду описывать звук, а вам нужно отгадать о
каком звуке я говорю и правильно назвать его.
(даю характеристику звуку “С”)
Подсказка – “песенка водички”. А теперь подуйте на свои ладошки, убедитесь, что воздух
холодный при произнесении звука “С”.
(даю характеристику звуку “Ш”)
Подсказка – “ Песенка змеи”. Теперь произнесите звук “Ш” и убедитесь, что воздух идёт
тёплый.
Первое задание вы выполнили, звуки “С” и “Ш” будут сопровождать нас при выполнении всех
заданий.
2.“Услышь звук в словах”
Я вам сейчас раздам геометрические фигуры и буду произносить разные слова. Если вы
услышите в слове звук “С”, то поднимите круг, если в слове есть звук “Ш” - треугольник. Звук
может быть в начале, середине или конце слова. Победит тот, кто меньше ошибётся.
Слова: шуба, сапоги, коса, лиса, лапша, посуда, шарф, машина, класс, брошь.
3.“По страницам любимых сказок”
Переходим к следующему заданию. Сейчас мы узнаем, кто из вас хорошо знает сказки и
сказочных героев. Я вам буду загадывать загадки, а вы – по очереди будете давать ответы.
4. .“Самый быстрый”
Следующее задание. Вот у меня на столе картинки. Данил находит картинки со звуком “С”, а
Артём – со звуком “Ш”. Эти картинки нужно повесить на прищепки, которые висят на моих
верёвочках. Побеждает тот, кто быстрее и правильно повесит все картинки на прищепки. Задание
будете выполнять под музыку.
Картинки: кошка, машина, подушка, лошадь, вишня, груша, парашют, шапка, шкаф, шар;
слон, собака, самолёт, санки, стол, сосульки, лиса, лист, сосиски, сапоги.
5. “Зашифрованные слова”
- Ребята, посмотрите на слайды. Сейчас нужно будет отгадать зашифрованные слова. Вы
должны это сделать по первым звукам слов-названий картинок.
Пылесос, енот, слон, очки, клубника (отгадка - песок)
Ключи, осьминог, шоколад, книга, арбуз (отгадка – кошка)
Молодцы, ребята, расшифровали слова. А умеете вы разгадывать ребусы?
Это будет ваше следующее задание. (предлагаю слайды с ребусами)
(Оладушки, косы)
6.“Доскажи словечко”
- Ребята, при выполнении следующего задания я буду вам говорить слова, но недоговаривать
окончания слов. Кто произнесёт слово правильно – получает фишку.
Анана…, каранда…, малы…, какту…, автобу…, камы…,глобу…, ду…, пё…, ква…,гара…, га…,
шала…
7.“Самый внимательный”
– А теперь я хочу узнать, кто из вас самый внимательный. На столе я положу различные
предметы, затем буду прятать один предмет в волшебный мешочек, а вы должны догадаться, чего
не стало.
(предметы: карандаш, собака, мышка, лягушка, слон, мишка, ластик, краски)
Достаю из волшебного мешочка предметы и игрушки, а ребята называют их. Затем прячу по
одному предмету в мешочек, кто из ребят догадается первым, какого предмета не хватает –
получает жетон.
- Ребята, на какие две группы можно поделить все эти предметы? (игрушки и школьные
принадлежности)
- Назовите, какие предметы мы относим к игрушкам, а какие – к школьным принадлежностям?
(ответы детей)
- А теперь поделите эти предметы по другому признаку – по наличию в их названиях звука
“Ш” или “С” (ответы детей).
Заключительная часть
- Ребята, вы сегодня очень старались, давайте посчитаем, сколько жетонов у вас
получилось, у кого из вас больше жетонов (подсчёт жетонов, подведение итогов).
- Я хочу наградить вас, как настоящих спортсменов Олимпиады медалями на память о ваших
соревнованиях, а болельщиков – поблагодарить за то, что они внимательно наблюдали и болели
за вас.
Желаем успеха!
|