|
Речевое развитие детей раннего возраста
Логинова Е.И., учитель-логопед МДОУ №118, г. Мурманск
Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети
обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Ранний возраст – такой уникальный период жизни, в котором
закладываются и формируются произвольное поведение, мышление, самосознание, память, сенсорные представления, речь. И что
приобретет ребенок, как он будет применять полученные знания и умения, во многом зависит от его взрослого окружения.
В исследованиях многих психологов - Ж.Пиаже, А.Валлона, П.П.Блонского и других - было открыто, что у маленьких детей еще
нет желания запомнить, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с раннее поставленной
целью. Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Создайте по
возможности разноцветную развивающую среду. Цвет – это одна из первых характеристик, которую различают дети. Сначала дети
начинают различать красный цвет, затем воспринимают и другие яркие цвета. Они учатся распознавать и отличать разные цвета
задолго до того, как узнают их названия. Дети указывают на яркие предметы, еще не умея сказать “красный”, “желтый” или
“зеленый”. Позднее ребенок научится отличать предметы по цвету, и задача взрослого помочь ему. Как отмечает психолог
В.С.Мухина, ребенок третьего года жизни может усвоить до восьми цветов.
Желательно, чтобы ребенка окружали различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию:
пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; конструкторы и мозаика;
разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши,
фломастеры, мелки и т.д.; игрушки контрастных размеров; игрушки различной формы (круглые, кубические); машинки крупные и
средние, куклы разной величины, мебель; игрушечные животные; книги с реальными изображениями животных, окружающих
предметов.
Подберите те предметы или картинки, которые действительно имеют определенные цвета, например:
красный цвет - яблоко, помидор, цветок, машина, пирамидка, шарик;
желтый цвет - банан, солнце, лимон, карандаш, цыпленок, зонтик;
синий цвет - небо, бабочка, туфли, слива, кровать, мяч;
зеленый цвет - лягушка, лист, елочка, кружка, арбуз, кузнечик;
белый цвет - стол, снеговик, ваза, платье, мороженное, гусь;
черный цвет - кот, стул, чемодан, ворона, чайник, сапоги.
Поиграйте с ребенком, и он выучит или закрепит цвет, название предметов, у него активизируется словарь прилагательных
(например, Это желтый банан.), научится определять величину (большой – маленький, широкий – узкий, длинный – короткий,
высокий – низкий), форму (кубик, шар, кирпичик), расположите игрушки и пусть ребенок найдет и проговорит предлоги (в,
на, у, за, под).
Говорите с ребенком - сначала называя окружающие предметы, позже – действия, признаки и свойства предметов, объясняйте
окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух, обосновывайте свои суждения. И обязательно играйте с
ребенком, так как это соответствует законам психического развития детей.
Желаем успеха!
| |