Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в старшей логопедической
группе с детьми с ОНР по теме “Продукты питания”.
Кузнецова М.В., учитель-логопед высшей квалификации, МАДОУ ЦРР детский сад №2 “Ромашка”,
г.Данков.
Тема занятия: Продукты питания.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, здоровье.
Задачи:
развивать умение согласовывать сущ. с прилаг. в роде ,числе, падеже.
развивать навык употребления сущ. в твор.п.
с предлогом ; в род. п. с предлогом “из”
развивать умение образовывать относительные имена прилагательные.
развивать слуховое внимание, память, мыслительные операции: классификации, обобщения,
сравнения.
Развивающая среда: Карточки продуктов питания, картинки - обобщения, поднос, натуральные
продукты(сахар, яблоко, лимон, морковь, лук, хлеб, печенье и т.д.),баночки с
крупами, салфетка, игрушка Колобок.
Логика образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
- Дети, сядет тот, кто назовет мне свой любимый продукт питания.
2 . Введение в тему.
-Дети, у нас сегодня открывается большой магазин “Продукты”. Я буду
директором, а вы, дети - продавцами в различных отделах.
(Логопед назначает детей и раздает картинки-обобщения).
- В магазин привезли много продуктов, их надо разложить по отделам.
- Каждый из детей отберет для себя продукты, которые
должны продаваться в его отделе (дети отбирают продукты и садятся
за отдельные столы ); Логопед ходит между столами и спрашивает,
у кого какой отдел?
- Лариса, у тебя какой отдел? (молочный) и т.д.
(Стук в дверь.) Вносится игрушка Колобок.
Колобок приветствует детей и говорит ,что бабушка его только что
испекла, что он любит путешествовать и очень любознательный, но
ничего еще не узнал о продуктах питания.
-Ребята, расскажите мне о них.
Логопед: - Мы будем очень рады тебе помочь и проведем экскурсию по магазину.
(Логопед или ребенок читает загадку)
Беленькая водичка всем-всем пригодится
Из беленькой водицы что хочешь приготовь:
маслице, сливки, простоквашу все пойдет в кашу нашу.
В пирожок творожок -кушай Ваню, наш дружок.
(Молоко).
-А в каком отделе продают молоко? (В молочном).
- Что можно сказать о молоке?
- Какое оно? (Жидкое, белое, вкусное, сладкое, полезное).
-А какие молочные продукты у вас в продаже? (сыр, творог, сметана, кефир,
масло).
-Из какого сырья они приготовлены?(из молока).
Логопед: -А теперь послушайте стихотворение о каше.
-Мама кашки наварила и
-Детей всех накормила.
-Из какой крупы получилась каша? (Из пшена).
-Что можно сказать о пшене? (Желтое, рассыпчатое из крупинок)
-А в каком отделе продается пшено? ( В крупяном).
-Назовите какие у вас крупы в продаже? (Манка, гречка, рис).
-Назовите каши из этих круп (Манная, гречневая, рисовая, пшенная).
(Логопед подходит к мясному отделу).
-А как называется ваш отдел? (Мясной).
-Что продается в вашем отделе? (Колбаса, сосиски, сардельки, котлеты).
-Из какого сырья приготовлены продукты? (Из мяса).
-Логопед: -Отгадайте еще загадку:
Я белый, сладкий, похожий на снег.
(Сахар).
-Да, это сахар. Какой он? (Белый, блестящий, сыпучий, сладкий).
-А в каком отделе продают сахар? (В кондитерском).
-А какие еще продукты можно купить в кондитерском отделе?(Конфеты,
пирожные, торт, шоколад, зефир).
3. Физкультминутка.
-Дети, давайте споем и покажем Колобку как “Кот испек себе пирог”.
-Падал снег на порог - (плавные махи руками сверху вниз).
Кот слепил себе пирог - (движения имитирующие лепку пирожков)
А пока лепил и пек, (то же).
Ручейком пирог утек - (движения руками со сложенными ладонями от себя).
Пироги себе пеки -(руки вперед вверх, в стороны вниз).
Не из снега - из муки-(руки вперед вверх, в стороны вниз).
-Из чего кот пек себе пирог? (Из снега).
-А надо из чего? (Из муки).
-Мука, какая она?(белая, мягкая, сыпучая ).
-Что можно из нее напечь? (хлеб, булку, пирожок, пряник, сушку).
-В каком отделе можно купить эти продукты? (в мучном).
-Дети, а хлеб с чем можно есть? (С колбасой, с маслом, с сыром).
(Логопед или дети загадывают загадки об овощах).
-Закутан ребенок в сорок пеленок.
(Капуста).
-Красная конфетка в земле, а хвост зеленый на улице.
-Это что ?
(Морковка).
-Круглая, фигурная, твердая с глазками
в земле,
-Рассыпчатая, мягкая, вкусная на столе.
(Картошка).
-Как называется отдел, где продаются овощи? (Овощной).
-Что готовят из них? (Суп, салат, сок).
-В каком виде едят овощи? (Сырыми, вареными, жареными, солеными ).
-А что нужно сделать с картошкой, прежде чем положить ее в суп или поджарить? (Помыть,
почистить, порезать, посолить).
-А дети еще знают загадки о фруктах:
-Оранжевая шкурка,
круглая фигурка,
Сочный ароматный,
на вкус приятный. (Апельсин).
-Сладкое, сочное висит на ветке,
-Когда созреет, грызут его детки. (Яблоко).
-Фрукты и ягоды продают в фруктово-ягодном отделе.
-Что готовят из фруктов?(Соки, варенье, компоты).
-Как называется варенье из слив? (Сливовое).
- Сок из вишен? (Вишневый).
- Из апельсинов? (Апельсиновый).
- Компот из клубники? (Клубничный).
- Из малины? (Малиновый).
4. Закрепление полученных знаний .
Игра “Угадай на вкус что съел?”
-А теперь подошло время обеда, закроем магазин на перерыв и поиграем в игру “Угадай на вкус
что съел?”
(На подносе кусочки различных продуктов питания накрыты салфеткой-
дети по очереди подходят с закрытыми глазами и откусывая, определяют
продукт).
5.Итог.
- Как можно назвать то, что вы ели? (Продукты питания).
-Это полезная еда, так как в ней много витаминов.
- Сейчас зима, какие нужно есть продукты, чтобы не заболеть гриппом?
(Лук, чеснок, овощи, фрукты, ягоды.).
- Дети, послушайте стихотворение:
-Тит встал однажды на весы,
Тит толстый очень, он грустит…
Поставил он ребром вопрос
И пробежал хороший кросс.
Чтоб меньше жиру было в теле,
Он взялся тут же за гантели.
Худеть решил он с каждым часом.
И кролем он поплыл и брассом.
Но вновь за стол уселся Тит,
У Тита зверский аппетит.
И недоволен он весами,
А почему – решайте сами!
- Да есть надо в меру, не переедать, т.к. это вредно для организма человека.
Колобок:- Очень много интересного и полезного я узнал о продуктах пита-
ния. Спасибо вам, ребята!
Логопед: -Колобок, а какой дорогой ты покатишься домой? (Темным лесом).
- Да ,но ведь тебе грозит опасность. Дети, кто может поджидать в лесу Колобка? Такого румяного
и аппетитного?
- Подумайте и дайте советы Колобку, как уберечься от лисьих зубов? (Изменить внешний вид,
посыпать перцем ,вымазать в
грязи).
Дети прощаются с Колобком и желают ему удачи. Желаем успеха!
|