Скачать презентацию.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в российской
педагогике, личность ребёнка признаётся как самая большая ценность, что даёт
каждому воспитаннику рассчитывать на оказание ему необходимой поддержки в ходе
образовательного процесса независимо от глубины и степени имеющихся у него
нарушений.
Ведущим анализатором, сложной нервно-рецепторной системой, воспринимающей 80 %
всей поступающей информации, является зрение. Человеческий глаз – это
воспринимающий, отражающий и анализирующий орган, функциональная деятельность
которого в сочетании с другими видами восприятия (слуховое, обонятельное,
осязательное, двигательно-тактильное) становится основой развития познания.
Поэтому одним из приоритетных направлений логопедической работы с
детьми-логопатами является профилактика и развитие оптико-пространственного
восприятия.
Дошкольный возраст – это период подготовки ребёнка к очень важному этапу в его
жизни – обучению в школе. Поскольку зрение в этом возрасте является основным
каналом получения информации об окружающем мире, то от уровня развития зрительного
восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти зависит качество усваиваемых
воспитанниками знаний. С помощью зрительного анализатора ребёнок воспринимает
освещённость, цвет, величину, форму предметов; определяет движение и направление
движения предмета, ориентируется в пространстве.
Вследствие несформированности оптико-пространственного восприятия задерживается
формирование обобщённых образов реального мира, представления ребёнка об
окружающем становятся ограниченными, отмечаются затруднения формирования
причинно-следственных связей, задерживается развитие словаря, возникают трудности
в грамматическом оформлении речи.
Недостаточность оптико-зрительного восприятия отрицательно влияет на
формирования общего речевого статуса.
Логопедическая работа по преодолению речевого недоразвития у
воспитанников с несформированным оптико-пространственным восприятием должна
иметь комплексный характер. Для эффективной коррекционной работы необходима
система поэтапного формирования зрительного гнозиса в структуре преодоления
ОНР.
В логопедической работе по преодолению ОНР у воспитанников применяется методика
поэтапного формирования оптико-пространственного восприятия, которая несёт
синхронную полисенсорную направленность в коррекции речевых и зрительных
нарушений, учитывает общепедагогические принципы работы и осуществляет
дифференцированный подход к речевым и зрительным возможностям каждого ребёнка.
Задания, направленные на развитие оптико-пространственного восприятия, включаются
в структуру занятий по формированию правильного звукопроизношения, развитию
лексико-грамматического строя речи и связной речи и предъявляются детям
последовательно (с усложнением), проводятся в системе с подгруппой и
индивидуально.
Проведённая на основном этапе обучения коррекционная работа, направленная на
развитие восприятия сенсорных эталонов и умения ориентироваться в схеме
собственного тела, сочетаемая с развитием осязания и усилением
тактильных ощущений, создаёт базу для перехода на завершающий этап.
Завершающий этап логопедической работы направлен на развитие
сложных форм зрительного восприятия и оптико-пространственного гнозиса. На
завершающем этапе проводится работа по развитию сложных форм зрительного
восприятия и умения ориентироваться в макро- и микропространстве, что также
является составляющей оптико-пространственного гнозиса. В начале этого этапа
коррекционной работы при овладении ребёнком представлениями об относительном
размере фигуры, её форме и цвете можно приступать к формированию навыков
зрительного анализа и умений создавать, видоизменять, преобразовывать
геометрическую фигуру, что является
составляющей оптико-пространственного гнозиса. Параллельно формируются навыки
ориентировки ребёнка на листе бумаги (тетради).
Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчёта “от себя”
у детей формируются навыки использования зрительного восприятия, закрепляется
умение выделять различные ориентиры (световые, цветовые, звуковые и осязательные).
Основой обучения является соотнесение расположения игрушек и предметов с уже
освоенными направлениями собственного тела.
Далее создаются простейшие модели пространственных отношений между игрушками,
предметами и их заместителями. Воспринимая форму, особенности строения каждого
предмета и его качества, дети
вырабатывают навыки, способствующие переходу к моделированию пространственных
отношений с использованием предметов-заместителей (мебель – детали строительного
материала). Затем переносят полученный опыт для игры в групповых комнатах детского
сада. Постепенность в коррекционной работе необходима для подготовки детей к
полноценному восприятию предметов сложной формы с наличием дополнительных деталей
и второстепенных частей сюжетной картины; анализу предложенного изображения,
синтезу изображения в единое целое.
Эта работа преследует цели:
- формировать целостное восприятие предметов;
- учить соотносить предмет и его части;
- формировать умение анализировать пространственные отношения и понимать связь
между определённым местоположением предмета в пространстве и его словесным
обозначением;
- упражнять детей в словесном определении пространственных отношений;
- закрепить умение получать информацию об окружающем мире и использовать её в
предметно-практической, познавательной, коммуникативной деятельности;
- развивать внимание, память, мышление (анализ, синтез, обобщение);
- закрепить знания детей, полученные на завершающем этапе, используя в речи
предложно-падежные конструкции и развивая связную речь.
Целенаправленная коррекционная работа по развитию оптико-пространственного
восприятия в структуре ОНР у детей-логопатов позволяет научить узнавать, называть,
различать реальныепредметы и их изображения; не только уточнять, расширять и
активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и
овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную
речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать
психологическую базу речи.
Представленные направления работы будут полезны и детям общеразвивающих групп в
целях обогащения сенсорного опыта, развития стереогнозиса, делая представления об
окружающем мире многообразными, расширяя познавательную активность и активизируя
мыслительные функции.
Показ презентации на тему: “Развитие оптико-пространственного восприятия у
детей-логопатов.
Желаем успехов!