Скачать материалы к статье.
По выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева,
“школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование
поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности
помогать этому процессу. Саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и
может существовать”.
Задачей школы, в которой есть классы коррекционного обучения, является
создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования и
самопознания личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио. Это слово в переводе с
итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. В зависимости от целей
создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений” направленная на
повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу,
достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели
успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику
личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в
количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие
работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, результаты
медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение
определенного срока (например, года).
Третий тип - исследовательский.
Четвертый тип портфолио – тематический.
В своей работе использую второй тип портфолио – рефлексивное.
В понятие “рефлексивное портфолио” вкладывается следующее значение:
- Целенаправленное собрание работ учащихся, которые показывают их усилия,
развитие и достижения.
- Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений
учащегося в определенный период его обучения
- Это средство самоорганизации и саморазвития и самопознания
личности.
Основной смысл портфолио учащихся класса КРО – “показать все, на что ты
способен”. Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает
и умеет.
Т.к, дети с ЗПР отличаются незрелостью эмоционально-волевой сферы, стойкими
нарушениями познавательной деятельности, слабой заинтересованностью в оценке своей
деятельности, несформированностью навыков интеллектуальной деятельности, ограниченным запасом
общих сведений об окружающем мире, а недоразвитие личности ребенка проявляется, прежде всего,
в отсутствии навыка самоконтроля и самоуправления, то в реализации идеи портфолио ставлю
перед собой следующие цели:
- Повышение образовательной активности учащихся, уровня осознания ими
своих целей и возможностей, практическое применение приобретенных знаний и умений через
представление отчета по процессу образования, его результатов.
- Создание условий, позволяющих учитывать результаты, достигнутых
учеником в разнообразных формах и видах деятельности.
- Обеспечение истинного индивидуализированного оценивания образовательных
достижений обучающегося.
Реализация целей использования портфолио в классе КРО обеспечивается
решением следующих задач:
- Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- Поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности
обучения и самообучения;
- Развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности
учащихся;
- Формировать умение учиться ставить цели, планировать и организовывать
собственную учебную деятельность;
- Закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной
социализации.
Портфолио учащегося класса КРО должно выполнять следующие функции:
- Диагностическая - фиксирует изменения, и рост за определенный период
времени.
- Целеполагания – поддерживает учебные цели.
- Мотивационная – поощряет результаты учащихся и родителей.
- Содержательная – раскрывает весь спектр выполняемых работ.
- Развивающая – обеспечивает непрерывность процесса от года к
году.
Содержание портфолио
В педагогической литературе портфолио определяется как коллекция работ
учащихся, всесторонне демонстрирующая не только его учебные результаты, но и усилия,
приложенные к их достижению.
Портфолио учащихся классов коррекционного обучения предполагает сместить
акцент с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он умеет и знает, т.е.
осуществление принципов позитивной педагогики.
Портфолио учеников классов КРО – это совместная работа учителя и учеников.
С моей точки зрения необходимо учить детей грамотно оценивать свою работу, тот уровень, на
котором она выполнена.Если во втором классе мы собирали все выполненные работы, то к середине
третьего класса ученик должен сам решать, какую работу стоит вложить в портфолио, а какую не
стоит, т.е. ребята учатся смотреть на себя со стороны, глазами человека, просматривающего
портфолио.
Что это даёт?
В портфолио учащихся 2 дополнительного класса выделяем следующие разделы:
“Моя учёба”, “Мои увлечения”, “Мои достижения”.
Раздел “Мои достижения” может быть представлен не только достижениями в
сфере учёбы, но, чтобы более полно раскрыть личность ребёнка, демонстрировать успешность и в
других областях: области спорта, музыкальной сфере, области изобразительного искусства.
Представляю вашему вниманию портфолио учащихся 2 (дополнительного) класса
КРО.
В целях продолжения системной работы над ученическим портфолио, ее
углубления, расширения и усложнения, мною разработано новое содержание портфолио,
адаптированное возрасту и возможностям учащихся 3кл. КРО.
В условиях массовой школы, дети с ЗПР, попадают в категорию стабильно
неуспевающих учеников, что вызывает негативное отношение к обучению. Задача
учителя-дефектолога создать ситуацию успеха в учебно-образовательном процессе. Работа с
портфолио не только нужное, но и очень увлекательное занятие. Ребята с удовольствием
просматривают портфолио, сравнивают свои работы с работами своих одноклассников и
демонстрируют самые удачные из своих. Для них это стимул для дальнейшего роста, мотивация к
успеху, дальнейшему саморазвитию и самоорганизации личности.
Тот , кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет
интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми, т.к.
портфолио - целенаправленная систематическая работа учащихся с ЗПР, которая наглядно
демонстрирует их усилия, прогресс, достижения.
Список используемой литературы:
Т.Л. Мишакина: “Портфолио учителя начальной школы”.
Желаем
успехов!