Конспекты уроков Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака
Баханкова О.А
Учитель-логопед, МОБУ СОШ №21
Цель: Учить детей обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Закрепить навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова. Оборудование: таблица, цветные карандаши, предметные картинки, мяч. Организационный момент. Игра «Отгадай» Отгадывание загадок. Ты за ней – она от тебя, Ты от неё – она за тобой. (Тень) Что, дотронувшись едва, Превращает в дым в дрова? (Огонь) Запишите получившиеся слова (тень, огонь). В слове тень – назовите 4 букву «ь», огонь – назовите 5 букву «ь». - Какие буквы вы записали в конце «ь». Скажите, для чего нам нужен мягкий знак? (Он служит для обозначения мягкости согласных). - Какие ещё есть помощники у мягкого знака, которые обозначают мягкость согласных? (Гласные буквы «е, ё, и, ю, я»). – А что ещё знаете о букве «ь»? (Эта буква не обозначает звук). Чтение слоговой таблицы (Использование игольчатой поверхности). АЛЬ – ИЛЬ – ОРЬ – ЯРЬ УЛЬ – ЮНЬ – ИЛЬ – СЬ УВЬ – ЁМЬ – ЫМЬ – УДЬ ПАТЬ – ЯТЬ – ДЬЮ – ИПЬ ИГРА «Отгадай» Отгадайте загадки. Без ключа ты мне поверь, Красногрудый, чернокрылый, Не откроешь эту … (дверь). Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Новый дом несу в руке, Он появится опять. Дверца дома на замке. (Снегирь) Там жильцы бумажные, Все ужасно важные. В золотой клубочек (Портфель) Спрятался дубочек. (Жёлудь) Выставляю предметные картинки (дверь, портфель, снегирь, желудь). Запишите отгадки, обозначьте «ь»знак . Игра «Последний звук» Измените слова так, чтобы согласный на конце стал мягким. Угол – уголь жар – жарь Дал – даль брат – брать Рыси – рысь плакат – плакать Цел – цель косит - косить Проверка. Запишите слова, подчеркните «ь»знак. Физминутка Игра «Один - много» (с перекидыванием мяча). Кони – конь Лоси – лось Голуби – голубь Медведи – медведь Гуси - гусь Работа со словосочетанием. Подбери нужное слово (карточки с картинками). Резвый – конь Красивая – ель Пушистый – хорь Деревянная – дверь Красногрудый – снегирь Теплая – шаль Длинная – морковь Круглый – руль Соленая – сельдь Проверка. Записать словосочетания в тетрадь. Подчеркнуть мягкий знак. Прочитайте текст, вставьте где надо мягкий знак. 1. Я поставил шкаф в угол … . Положи угол… в печь. 2. Витя взял мел… . Корабль сел на мел… . 3. Брат ел… кашу. Около дома растёт ел… . 4. В школе выступал хор… мальчиков. Хор… - хищный зверёк. 5. Кире шест… лет. Поставь шест… под навес. Отгадайте ребусы. Записать отгадки. Составьте предложения с данными словами. Подчеркнуть мягкий знак на конце. Проверка. (Чтение предложений). Диктант. Сейчас мы напишем диктант. 1 класс: «Был тёплый день. Мы пошли гулять в парк. В парке мы видели высокую ель. На ели сидел дятел.» 2 класс: «У Юры корь. На теле сыпь. Юре надо лежать и пить лекарство. Юра лёг в постель. Теперь весь день мать возле сына.» 3 класс: «Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь на север. Другие облюбовали тут места для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.» 4 класс: «Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. С первым морозом прилетают гости с севера. Прилетает снегирь. Удивительно красивая птица!» Прочитаю текст диктанта, а вы проверьте, правильно ли вы написали. Подчеркните синим карандашом мягкий знак. Итог: - Подведём итог нашего урока. - Для чего нужен «ь» знак? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного). - Где может находиться «ь» знак в слове? (На конце слова и в середине между двумя согласными). - Как вы думаете, все ли узнали о мягком знаке? - Нас еще ожидает много интересного.
Желаем успехов!
|