Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: Звуки [б], [бь]. У нас в гостях клоуны Бим и Бом
Гладышева И.В.
учитель - логопед, МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г.Лысково, Нижегородская область
Цель: дифференциация звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости. Задачи I.Коррекционно-обучающие: -уточнить артикуляцию звуков [б], [бь]; -закрепить умение характеризовать звуки по акустико-артикуляционным признакам; -закрепить чёткое произношение звуков в словах и предложениях; Расширять словарь путём подбора прилагательных для описания предметов. II. Корреционно-развивающие: -развивать фонематическое восприятие, упражняя в дифференциации звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости; -развивать связную речь, упражняя в пересказе небольшого текста; -развивать внимание, мышлениие, мимику, воображение. III. Воспитательные: Воспитывать гостеприимство, радушие, доброжелательность. Оборудование Звуковые домики (синий и зелёный); модели звуков у каждого ребёнка; индивидуальные зеркала; плоскостные фигурки клоунов; мнемокарточки для пересказа; аудиозапись с весёлой ритмичной музыкой; камешки и вата у каждого ребёнка. Предварительная работа 1.Словарная работа: цирк, клоуны, гимнасты, балалайка, баян, бубен, барабан, «кудрявая», «стройная» (берёза). 2.Рассматривание картинок по теме «Цирк». 3.Рисование (наклеивание) картинок по теме «Цирк» в индивидуальную тетрадь. 4.Наблюдения в группе и на улице: называние предметов со звуками [б], [бь] в названиях. Условные обозначения: - задания высокого уровня сложности; - задания среднего уровня сложности. Ход занятия. 1.Оргмомент. Психогимнастика. Имитация игры на музыкальных инструментах: балалайке, баяне, бубне, трубе, барабане. Учитель-логопед: -Ребята, давайте представим, что мы в цирке. Там выступают клоуны, они смешат детишек. Изобразите их: вот они смеются, вот плачут, а вот удивляются, а ещё мечтают. Вот вышли гимнасты. Изобразим их: встанем на носочки, потянемся, а теперь нагнёмся, достанем пальчиками пол, присядем, руки вытянем вперёд, попрыгаем через скакалку. 2.Сообщение темы занятия. Появление клоунов Бим и Бом (выставляются плоскостные фигурки клоунов). Определение первых звуков в их именах. Сегодня вместе с клоунами будем изучать звуки [б], [бь]. Дети садятся за столы 3.Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков по акустико-артикуляционным признакам. 3.1.Работа с зеркалами. Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка», «Хомячок», «Пили, пила!», «Стоп, лошадка!» 3.2.Изолированное произнесение звуков (смыкание – размыкание губ с участием голоса). 3.3.Акустическая характеристика звуков. Звуки [б], [бь] – согласные, звонкие. -А чем же они отличаются? Звук [б] – твёрдый, как камень, а звук [бь] – мягкий, как вата (все дети трогают камешки и вату). В каком домике живёт звук [б]? А в каком - звук [бь]? 4.Дифференциация звуков на слух. Игра «Угостим клоунов» (учитель-логопед произносит слова со звуками [б] и [бь], дети поднимают соответствующие модели звуков). Словарный материал: бублики, бананы, бисквит, хлебец, колбаса, яблоки, рыба, блины, биточки, батон, бульон. 5.Пальчиковое упражнение «Братцы». Дети держат кулачки -Братец, братец, где ты был? (дети показывают большие пальцы) -С этим братцем в лес ходил, (показывают указательные пальцы) -С этим братцем щи варил, (показывают средние пальцы) -С этим братцем кашу ел, (показывают безымянные пальцы) -С этим братцем песни пел (показывают мизинчики). 6.Звуковой анализ односложных слов. Учитель-логопед: -Ребята, давайте доставим нашим клоунам большую радость: составим звуковые схемы их имён. Первому ряду я предлагаю составить схему имени «Бом», а второму ряду – «Бим». Дети составляют звуковые схемы и объясняют выбор моделей. -Чем отличается схема слова «Бом» от схемы слова «Бим»? 7.Расширение словаря. Составление предложений по картинкам – схемам. Учитель-логопед: -Клоуны хотят, чтобы мы сочинили о них небольшой рассказ. Сочиним? А помогут нам карточки-помощницы. По ним мы будем составлять предложения, а потом объединим получившиеся предложения в рассказ. 1.Где живут Бим и Бом? (карточка «дом»). Бим и Бом живут в большом доме. 2.Что растёт возле дома? (карточка «берёза). Возле дома растёт берёза. Какая берёза растёт возле дома? (высокая, стройная). А можно сказать про берёзу «кудрявая»? Что это значит? (Листочки на берёзе вьются, как кудри). Какими словами можно заменить слово «возле»? (у дома, рядом с домом, около дома, перед домом). Как мы можем сказать про дом и берёзу? (Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза). 3.Какие музыкальные инструменты есть у Бима и Бома? (карточки «барабан» и «балалайка»). На чём любит играть Бом? (Бом любит играть на барабане). На чём любит играть Бим? (Бим любит играть на балалайке). 8.Физкульминутка. Учитель-логопед: -Ребята, клоуны приглашают нас потанцевать. Дети выходят на ковёр. Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети свободно танцуют. 9.Объединение предложений в рассказ. Пересказ рассказа детьми (3-4 чел.) 9.1. Образец рассказа (учитель-логопед): «Бим и Бом живут в большом доме. Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза. У Бима и Бома есть музыкальные инструменты. Бом любит играть на барабане, а Бим – на балалайке». 9.2. Пересказ рассказа детьми. Анализ пересказа другими детьми. 10.Итог занятия. Учитель – логопед: -Бим и Бом очень рады, что посетили нашу группу. Они говорят, что вы очень умные и внимательные ребята. А теперь им пора в цирк, ведь их ждут зрители (дети «прощаются» с клоунами; учитель – логопед убирает плоскостные фигурки клоунов). А мы с вами чем занимались на занятии? Что узнали о звуках [б] и [бь]? Оценка деятельности детей.
Желаем успехов!
|