Конспект занятия «Соотнесение числа и количества в пределах трёх» (Для детей с ЗПР 5 лет.)
Артеменко С.И.
учитель-дефектолог, МБОУ ЦДИК Сальского района
Цель занятия: развивать восприятие с помощью различных анализаторов (зрительных, слуховых, тактильных, речедвигательных) в процессе обучения. Задачи занятия: 1. Соотносить геометрические фигуры с формой овощей. 2. Уметь определять множество предметов и формировать количественные представления цифровыми символами. 3. Вырабатывать умение в словесном сопровождении выполняемых действий, вырабатывать навыки согласования числительных с существительными. 4. Развивать зрительно-пространственную ориентацию. 5. Корригировать моторную функцию руки с организацией движений в пространстве. Оборудование и оснащение педагогического процесса. Сенсорная доска «Огород», плакат Овощи и фрукты», цифры от 1-5; муляжи овощей, цифры из наждачной бумаги от 1-3 (крупные, мелкие) фольга, магнитофон, визитки. Предварительная работа. Выставка экспозиции «Дары осени». Экскурсия «В огород». Дидактические игры «Собери пирамидку». Счёт от 1-5 «Разложи по порядку», «Что изменилось?», «Овощи и фрукты», «Узнай на ощупь». Загадки об овощах, рассматривание предметных картинок. ХОД ЗАНЯТИЯ. Организационный момент. Дефектолог – Однажды хозяйка с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла. Картошку, капусту, морковку, горох. И суп овощной оказался неплох. (Предлагает выделить на плакате овощи, которые названы.) Дефектолог – С какой стороны нарисованы предметы, которые принесла хозяйка. (Ответы детей) Дефектолог – Что лишнее? Дефектолог – С какой стороны расположены фрукты? (Ответы детей) Дефектолог – Так что же принесла хозяйка? (Ответы детей) Дефектолог – Хозяйка принесла много овощей. Дефектолог – Предлагает определить геометрические фигуры с помощью тактильных ощущений. (Определение геометрических фигур по палочкам, точкам.) Детям предлагаются фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник, овал, квадрат. Дефектолог – Возьмите конверты и обведите пальцем геометрическую фигуру, которая изображена. (Дети называют каждый свою геометрическую фигуру). Дефектолог – Выложите перед собой то, что лежит в конвертах. Дефектолог – Что у тебя? Дефектолог – Какую форму имеет морковь? (Ответы детей) Дефектолог – Найдите круг со своей геометрической фигурой, и прикрепите овощи! (Ответы детей) (Каждый ребёнок называет свой овощ и крепит на фланелеграф). Дети – У меня много (огурцов , помидоров и т.д.). Дефектолог – дети у нас много овощей. Дефектолог – 1-2-3-4-5 – будем овощи считать. (Появляется хозяйка) Воспитатель – Здравствуйте дети! У меня для вас стихи и загадки, в Той корзине лежат отгадки. Воспитатель – Загадка. Сидит Ермолка на одной ножке. На нём сто одёжек и все без застёжек. (капуста). Дефектолог – Сколько капусты? (Ответы детей) Дефектолог – Какая цифра у меня в руках? (Ответы детей) Дефектолог – Вспомни стихотворение о единице. (Вот единица нос, как спица). Дефектолог – А теперь с закрытыми глазами найдите цифру один. Дефектолог – Как догадались, что это цифра один? Дефектолог – С какой стороны у неё нос? Дефектолог – А теперь счёт палочкой, пропишем единицу. Воспитатель – У Лариски две (…..) редиски. Дефектолог – Какая цифра? (Ответы детей) Дефектолог – Цифра два сердитый гусь, шейка, хвостик, ой, боюсь. Дефектолог – Найдите с закрытыми глазами цифру два. Дефектолог – А сейчас из проволоки изготовьте по образцу цифру два. Воспитатель – Догадайтесь, что у меня растёт в огороде? (Ответы детей) Дефектолог – Сколько головок чеснока? (Ответы детей) Дефектолог – Какая цифра? (Ответы детей) Дефектолог – Мы дугой согнули пальцы, Надо очень постараться. Руки ловко закрутить, Цифру три изобразить. Дефектолог – В какую сторону смотрит цифра три? (Ответы детей) Дефектолог – Найдите с закрытыми глазами эту цифру. Дефектолог – Поднимите руку вверх и пропишите эту цифру в воздухе. Дефектолог – Сколько помидоров растёт на грядке? (Ответы детей) Воспитатель – Загадка. В зелёном домике полно ребятишек, Сидят в рядок, к колобку колобок. (горох). Дефектолог – Как называется домик, где живут горошки? (Ответы детей) Дефектолог – Правильно, они живут в стручке. Дефектолог – А сейчас поиграем с танцующими цифрами. Я каждому раздам визитки с цифрами. Когда музыка будет звучать медленно вы кружитесь, а когда звучит побыстрее вы должны подойти к своей цифре, которая у вас на визитках. (Звучит музыка). Дефектолог – А теперь расположитесь удобнее на ковре. Я вам раздам маячки, на них нарисованы овощи, вы их раскройте нужными цветами. Дефектолог – Что у тебя за овощ? (Ответы детей) Дефектолог – Каким цветом его раскрасишь? (Ответы детей) Дефектолог – а теперь покажите свои рисунки на маячках. Дефектолог – Ребята, чего много? (Ответы детей) Дефектолог – У нас получилось много овощей. Дефектолог – Дети, на ваших визитках есть стихотворения, которые, вы выучите вместе с воспитателями во второй половине дня. Дефектолог – А сейчас нашим гостям скажем, до свидания!
Желаем успехов!
|