Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Дифференциация звуков [Л]-[Р]»
Городилова ЕкатеринаАлександровна
учитель - логопед, МАДОУ ЦРР ДС №362, г.Челябинск
Цель: учить детей дифференцировать в речи звуки [Л] и [Р]. Задачи: Коррекционно – образовательные: расширять словарный запас детей; преобразовывать глаголы единственного числа настоящего времени в глаголы единственного числа прошедшего времени; закреплять понятия «предложение», «начало» и «конец» предложения, «точка». Коррекционно – развивающие: развивать кинестетические ощущения при анализе работы губ, языка при произнесении звуков; работать над пониманием смыслоразличительной функции фонемы в словах – паронимах; развивать навык звукового анализа слова. Коррекционно – воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к занятиям, умение внимательно слушать педагога, других детей. Оборудование: магнитная доска, зеркала, пособие И.А.Смирновой «Обследование фонетико-фонематической системы речи» (№24), опорные сигналы, схема характеристики звуков, поднос, картинки, мяч, картинка лодки, 6 картинок-ситуаций, «звуковые» коробочки с квадратиками для выполнения звукового анализа и синтеза. 1.Оргмомент. 2.Введение в тему. Логопед: Ребята, посмотрите, какие картинки я сегодня принесла! (на магнитной доске - картинка «рожки» и «ложки») Послушайте меня: (утрированное произнесение звуков «Р» и «Л») У косули мелкие рожки. В руках у нас разные ложки. Кто сможет повторить эти предложения? (2 ребёнка повторяют высказывания) Какие слова загаданы на этой картинке? Дети: На этой картинке загаданы слова «рожки» и «ложки». Логопед: Давайте подумаем и скажем, что такое «рожки», что такое «ложки». Дети: Рожки – это часть тела животных (часть тела косули). Ложки – это посуда. Логопед: Ребята, назовите первые звуки в этих словах. Дети: Звуки «Р» и «Л». Логопед: Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки «Р» и «Л». 3.Работа с настольными зеркалами. Логопед: Пододвинем к себе настольные зеркала. Давайте сравним работу губ, зубов и языка при произнесении звуков «Р» и «Л». (Дети вместе с педагогом выполняют анализ артикуляции звуков. На доску вывешиваются опорные сигналы.) Кто назовёт нам отличия в произнесении звуков? Дети: При произнесении звука «Р» кончик языка дрожит за верхними зубами у бугорков, а при произнесении звука «Л» – он ударяет в дёсна за верхними зубами. 4.Характеристика звуков. Логопед: Предлагаю дать каждому из наших звуков характеристику. (Двое детей озвучивают характеристику звуков по схеме.) Что общего у звуков? Дети: Они оба согласные, оба звонкие и оба твёрдые. 5.Задания на развитие фонематического слуха. Логопед: Сейчас мы будем выходить к доске, выбирать картинку и определять, какой из заданных звуков слышится в её названии. (Дети по очереди выходят к доске, берут с подноса карточку, называют картинку, определяют звук.) Молодцы! А теперь превращаемся в волшебников: будем изменять слова! Я бросаю мяч, называю слово со «Л», а вы попробуйте «Л» заменить на «Р» и получить новое слово. (каждое значение слов уточняется вместе с детьми) стал – … вол – … пил – … навал – … мил – … жар – … укол – … пожал – … Логопед: Хорошо у нас получилось! Мы с вами ещё раз убедились, что стоит только заменить один звук в слове на другой, как может получиться совершенно другое слово, с другим значением! 6.Пальчиковая гимнастика. Логопед: Ребята, скажите, что это виднеется вдали? (на доску крепится картинка лодки) Дети: Вдали виднеется лодка. Логопед: Давайте и мы превратимся в лодки и поплывём навстречу! Две ладони прижму, И по морю поплыву. (ладони прижать, большие пальцы не соединять) Две ладони, друзья, – Это лодка моя! (делать волнообразные движения ладонями – «лодочкой») Паруса подниму, Синим морем поплыву. (у соединённых вместе рук в форме «лодочки» поднять большие пальцы) А по бурным волнам Плывут рыбки тут и там. (полностью соединить ладони друг с другом, имитировать плывущих рыб) 7.Изменение глаголов единственного числа настоящего времени. Логопед: Ребята, посмотрите, лодка привезла нам задание! (на доску вывешиваются 6 ситуаций со схемами двухсловного предложения) Посмотрите: «Мальчик играет». Давайте продолжим и назовём остальные ситуации. Дети: Девочка прыгает. Папа храпит. Мама стирает. Лев рычит. Мальчик красит. Логопед: Сколько слов в каждом предложении? Дети: В каждом предложении по два слова. Логопед: Посмотрите, под каждой ситуацией есть схема предложения из двух слов. Напомните, почему первое слово имеет высокий выступ? Дети: Каждое предложение начинается с большой буквы. Логопед: Ты абсолютно прав(а)! А кто знает, зачем в конце этот кружочек? Дети: Это точка. Логопед: А что это за слова с двумя полосками, напомните, пожалуйста! Дети: Мы так обозначаем слова – действия. Логопед: Точно! Кто выйдет к доске и в каждом предложении назовёт только слово – действие? (Один ребёнок выходит к доске и перечисляет слова – действия: играет, прыгает, храпит, стирает, рычит, красит.) Спасибо! Кто заметил, какой из наших звуков «Л» или «Р» есть в каждом из слов – действий? Дети: В каждом слове-действии есть звук «Р». Логопед: Подумайте, когда по времени происходят эти действия: играет, прыгает, храпит, стирает, рычит, красит, – давно или сейчас? Дети: Эти действия происходят сейчас. Логопед: Правильно! Теперь я изменю слово и добавлю к нему звук «Л», а вы слушайте, когда по времени будет происходить это действие: «играл». Дети: Это происходило давно, давно играл. Логопед: Теперь будем выходить к доске и произносить эти предложения, добавляя к слову – действию звук «Л», и рассказывать о событиях в прошедшем времени. (2-3 ребёнка выходят к доске и выполняют задание) Мальчик играл. Девочка прыгала. Папа храпел. Мама стирала. Лев рычал. Мальчик красил. 8.Звуковой анализ слова. Логопед: Выберите себе любое слово – действие и составьте к нему звуковую схему. (Дети составляют звуковые схемы, логопед контролирует и помогает.) 9.Итог занятия. Логопед: Вы сегодня большие молодцы! Справились со всеми моими заданиями! Что мы сегодня делали? Какие звуки мы учились различать?
konspekt_logopedicheskogo_zanjatija_v_podgotovitelnoj_k_shkole_gruppe_dlja_detej_s_onr_na_temu_differentsiatsija_zvukov_l-r.pptx
Желаем успехов!
|