Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи Дифференциация звуков [М]-[М']
Анисимова Е.В.
учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №20 - городского округа город Стерлитамак РБ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20» - комбинированного вида городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан Конспект фронтального занятия по звуковой культуре речи «Дифференциация звуков [М]- [М']» Подготовила: учитель – логопед Анисимова Евгения Викторовна ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. Образовательные: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [м], [м'] в словах, стихах, предложениях; различать существительные мужского, женского рода; соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными; упражнять в подборе антонимов; учить составлять предложения из предложенных слов. Развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, память, артикуляционный аппарат, развивать умения воспроизводить движения в соответствии с текстом. Воспитательные: воспитывать усидчивость у ребёнка, умение внимательно слушать педагога и правильно выполнять его задания. Активизация словаря: закрепление понятий «звук», «слог», «слово». ОБОРУДОВАНИЕ: сигнальные карточки, картинки, в названии которых есть звуки [м], [м'], зашумованные картинки (раздаточный материал), цветные карандаши, кубик, мяч,тексты загадок. ХОД ЗАНЯТИЯ. 1. Оргмомент. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, какой звук чаще встречается в этом стихотворении. Маша в чаще заблудилась, К трём медведям в дом явилась, Суп у Мишки похлебала, Стульчик маленький сломала. -Какие знакомые повторяющиеся звуки слышим в стихотворении? (Звуки [м], [м']). - В каких словах мы услышали эти звуки? (Маша, медведи, Мишка, маленький) - Сегодня мы повторим звуки [м], [м']. • Артикуляция звуков [м], [м']. • Характеристика звуков [м], [м']. 2. Д/И «Поймай звуки». Поднимите нужную сигнальную карточку, услышав звуки [м] или [м']. Логопед называет слова: малина, гном, мальчик, машина, мелочь, мяч, мельница, мама, мечта. Дети определяют позиции звуков [м], [м'] в словах. 3. Д/и «Скажи одним словом». Назвать одним словом слова: диван - шкаф - стол – кровать (мебель); Маша - Марина - Миша (имена). 4. Д/и «Отгадай загадки». На столах у детей в конвертах лежат картинки – отгадки. Дети отгадывают, заданные логопедом загадки, и проверяют их с помощью картинок-отгадок. * * * В подполье, в каморке Живет она в норке, Серая малышка. Кто же это?.. (Мышка). * * * Летом много их бывает, А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом, Как они зовутся?.. (Мухи). * * * Бьют его рукой и палкой, Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч.) С. Маршак * * * Хоть на холоде лежат, Но от стужи не дрожат. Пусть ветра с водой свежи, Покрывают пляж… (моржи). * * * Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь. Этот зверь – лесной… (медведь). * * * Бусы красные висят, Из кустов на нас глядят. Очень любят бусы эти Дети, птицы и медведи. (Малина.) 5. Д/и «Скажи со словом МОЙ, МОЯ» - Сделайте шаг вперед те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОН МОЙ. - Сделайте шаг вперед, те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОНА МОЯ. 6. Д /и «Составь картинки» У детей на столах картинки - отгадки. Они распределяют их в два столбика: в первый столбик, в названии которых есть звук [м], а во второй столбик – со звуком [м'] Затем дети «прохлопывают» слоги в своих словах (дети по очереди выполняют задание). 7. Физминутка. 1. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы кружимся потом. Мы топаем ногами: Топ-топ-топ. Мы руки опускаем: Хлоп-хлоп-хлоп. Мы руки разведем И побежим кругом. 8. И г р а с мячом «Наоборот». Назовите слова, которые начинаются со звуков [м] или [м'] противоположные по смыслу данным словам. Логопед кидает мяч каждому ребёнку и говорит какое-нибудь слово, а ребёнок в ответ кидает мяч и говорит слово с противоположным значением. Война – (мир), ссориться – (мириться), быстро – (медленно), твердый – (мягкий), глупый – (мудрый), большой – (маленький). 9. Чтение логопедом стихотворений к картинкам с изображением медведя и мяча. Медведю-лежебоке Мяч летает полосатый, Не лень лежать в берлоге В мяч играют медвежата. До будущей весны – Можно мне? – спросила мышка. И видеть сны заветные – – Что ты! Ты еще малышка. Медовые, конфетные, Малиновые сны! В каких словах мы слышим звуки [м], [м']? (медведь, медовые, малиновые, мяч, медвежата, мышка, малышка). 10. Речевая зарядка. Повторить чистоговорки. Ма-ма-ма – дома я сама. Му-му-му – молоко кому? Мо-мо-мо – мы едим эскимо. Мы-мы мы – книжку прочитали мы. Ми-ми-ми – поем ноту Ми. 11. Д/и «Составь предложения» Дети составляют из слов предложения: - В лесу, жить, медведица. - Берлога, в, медвежата, жить, медведица. - Оберегать, любить медведица, их. 12. Работа с зашумованными картинками. Перед каждым ребёнком листок с зашумованными картинками (ягоды). Нужно отгадать загадку и найти отгадку со звуком [м]. На полянке у дорожки Красные горошки. Кто мимо пройдёт – В рот себе их кладёт. (Земляника) 13. Итог занятия.
Желаем успехов!
|