Конспект фронтального логопедического занятия по теме: В гостях у Оли. Звук и буква О.
Филиппова Ю.А.
учитель-логопед, МБДОУ ЦРР - Д/с № 86
Цели: формирование навыков фонематического анализа и синтеза; подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты; закрепление акустико-артикуляционного образа звука; развитие артикуляционной моторики; развитие речевого дыхания; развитие фонематического восприятия; формирование положительного отношения к занятиям; воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия. Оборудование: девочка Оля, картинка больной девочки, индивидуальные зеркала, дракоша, предметные картинки, буква Оо, красные шнурки, таблица для чтения, схема различения звуков и букв. Ход занятия 1. Организационный этап: Упражнение «Знакомство с Олей» Л-д выставляет сюжетную картинку, на которой больная девочка лежит на кровати. Л-д - Ребята посмотрите на картинку, что на ней изображено? (девочка болеет) Л-д - Правильно, девочку зовут Оля, она заболела и охает «О-о-о». Давайте поохаем как Оля (о-о-о), Оля удивилась что она заболела (о-о-о), Оля огорчилась горло сильно болит (о-о-о), Оля обрадовалась, ей принесли сладкий мёд лечить горло (о-о-о). Л-д - Какой звук мы произносили? (звук О) Л-д - Сегодня на занятии мы познакомимся со звуком и буквой О. Л-д размещает на доске схему различения звуков и букв. Л-д - Ребята, вы помните, что звуки мы слышим и произносим, а чем мы слышим? (ушами) Л-д - А что помогает нам произносить звуки? (язык, губы) Л-д - Мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков. 2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала: 1) Разбор артикуляции. Л-д раздаёт зеркала для индивидуальной работы. Л-д - Давайте споем звук [о], как будто наш голос сначала поднимается, а потом опускается по лесенке. Л-д вместе с детьми поют звук [о] с повышением и понижением тона. Л-д - Ребята, а что делают наши губки, ротик, когда мы произносим О? (губки вытягиваются вперед, ротик открыт широко, воздух выходит свободно, преграды нет) Л-д - Значит, звук О – гласный и обозначаем мы его красным цветом. 2) Упражнение «Внимательные ушки». Л-д - А теперь вы встанете и будете приседать, если услышите звук [о]. Л-д произносит следующий ряд звуков, слогов, слов: [о], [у], [а], ум, ин, ат, ко, бу, по, на, ро, утка, остров, аист, уши, осёл, обезьяна, очки. 3) Дыхательная и артикуляционная гимнастика. (Развитие артикуляционной моторики. Выработка плавного замедленного выдоха.) Л-д - Чтобы красиво произносить звуки, нам надо научить губы и язык выполнять разные упражнения и еще надо научиться правильно дышать. Л-д - Давайте сделаем вдох носиком, выдох ротиком, губки трубочкой, щечки не надуваем и на выдохе произнесём О. Для контроля используем руку: на вдохе «нюхаем» свою ладошку, на выдохе – дуем в раскрытую ладошку и протяжно произносим о-о-о. Л-д - Посмотрите ребята, кто к нам пришёл? (Дракошка-Татошка) Л-д - Ему тоже захотелось с нами поиграть. Дети выполняют упражнения: открыть – закрыть окно, лягушки улыбаются – целуются, язычок устал. 4) Упражнение «Угадайка». Л-д - Сейчас я буду показывать вам, какой гласный звук хочу произнести, а вы будете угадывать и петь этот звук. Л-д демонстрирует беззвучную артикуляцию гласных звуков: [а], [о], [у]. Дети поют эти гласные звуки. 5) Игра «Угадай чей подарок?» Л-д приглашает детей к доске, на которой закреплено 10—12 предметных картинок, названия которых начинаются с пройденных гласных звуков (апельсин, абрикос, улитка, очки и т.д.). Л-д помещает на доску утку, ослика, аиста, Олю. Л-д - Кого вы видите на доске? (утку, аиста, ослика, Олю) Л-д - Друзья пригласили Олю на день рождения, но вот беда у друзей день рождения оказалось в один день, и подарки, которые Оля им приготовила перепутались. Л-д - Давайте посмотрим эти подарки, что вы видите? (окуня, улитку, улей, обруч, астру, арфу, очки, обезьяну и т.д.) Л-д - Утке надо подарить предметы, названия которых начинается со звука [у]. (улей, улитка) Л-д - Аисту Оля подарит предметы, названия которых начинаются со звука [а]. (арфа, астра) Л-д - И какие же предметы достались ослику? (обруч, окунь, очки, обезьяна) Л-д - С какого звука начинаются слова «ослик», «окунь», «обруч»? (со звука [о]) Л-д - Вы запомнили, какой это звук? (это гласный звук) 3. Динамическая пауза: Упражнение «Мы играли». Л-д приглашает детей выйти на ковер, предлагает им встать лицом в круг и выполнить упр-е. Мы играли, мы играли Наклоны вправо-влево. А теперь все дружно встали. Выполняют соответствующие движения. Ножками потопали, Ручками похлопали. Мы играли, мы играли, Наклоны вправо-влево. И немножко под устали. Вот сейчас мы отдохнём – И опять играть начнём. 4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале: 1) Связь звука с буквой. Л-д размещает на доске схему различения звуков и букв. Л-д - Ребята, вы помните, что буквы мы видим и пишем, а чем мы видим? (глазами) Л-д - А чем мы пишем? (рукой) Л-д - Так вот у звука О есть свой домик - буква [О]. Посмотрите на нее. (Достает букву.) Теперь послушайте стихотворение и ответе на вопрос на что похожа буква О? (на колесо, на кружок) Кольцо у мамы на руке И обруч у гимнастки тоже, Баранки, бублики, ну все На букву О похожи. (И. Блюмкин) Л-д - Почему буква О красного цвета? (это гласная буква) Л-д - Давайте сделаем букву О из пальцев. Какую букву вы сложили? (букву О) Л-д раздает детям красные шнурки. Л-д - Теперь попробуем сложить гласную букву О из шнурков. Дети выполняют задание. 2) Чтение слогов с пройденными гласными. Л-д размещает на доске схемы для чтения. Л-д - А теперь давайте почитаем. (Оа, оу, ао, уо) Л-д - Молодцы! Вы отлично читали. Л-д - Дома слепите букву О из пластилина. 5. Итог, оценка деятельности детей: Л-д - С какой буквой вы сегодня познакомились? (с буквой О) Л-д - Какая это буква? (гласная) Л-д - На что она похожа? (на колесо, на кружок) Л-д - Какие слова на звук [о] вы запомнили? (Оля, ослик, осень, окна, облако, озеро, остров).
Желаем успехов!
|