ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

return_links(3); ?>

Природа Карелии

Формирование чувства ритма в системе развития и коррекции речи у умственно отсталых детей (логоритмика для у/о детей).

Комович Е.В., учитель музыки и музыкальной ритмики ОГОКУ специальной (коррекционной) школы - интерната №28 г.Тулун Иркутская область.

Опытно – методическая разработка логоритмических занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

Представленный опыт работы Е.В. Комович – учителя музыки и музыкальной ритмики ОГОУ специальной (коррекционной) школы – интерната №28 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (VIII вида) г.Тулун Иркутской области, может быть использован в работе с детьми воспитателями, учителями музыки, музыкальными руководителями ДОУ, логопедами.

Материал с сайта www.logoped.ru

Предлагаемая система упражнений предполагает закрепление в речи исправленных логопедом звуков, направлена на формирование речи в процессе коррекции и развития неречевых навыков, таких как пение, музыкально–ритмические движения, элементарное музицирование на детских музыкальных (Орфовских) инструментах. В процессе занятий использованы как традиционные, так и нетрадиционные игры, упражнения, коммуникативные танцы, массажи и самомассажи и другое.

Музыкальность ребёнка развивается в процессе музыкальной деятельности…

Б.М.Теплов.

Для коррекционной работы с “проблемными детьми” требуется помощь многих специалистов, отсюда и существование различных методик, но все они требуют комплексного подхода. Предлагаемая комплексная система воздействия, рассчитана на длительное время и оказывает влияние на всю личность в целом. Одной из основных задач лечебно-оздоровительного воздействия на детей интеллектуальными расстройствами является формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и речевой функциональной системы с учётом личностных особенностей.

Компонентами этой системы являются:

- педагогическое воздействие (когнитивно-поведенчиские упражнения, воспитательные методы и т. д.);

- психокоррекция (арттерапия, музыкотерапия, трудотерапия и т. д.);

- охрана соматического здоровья, формирование здорового образа жизни;

- максимальное использование двигательной активности

- выбор интересного, полезного для личностного развития ребёнка, вида деятельности профессиональной и досуговой (хобби).

Музыкотерапия выделилась, как самостоятельное научное направление, в 40-50-х годах

Среди различных видов искусства самым сильным средством воздействия на человека является музыка. Сведения об использовании музыки для лечения эмоциональных и душевных расстройств людей пришли к нам из далёкого Египта, Древней Греции, Китая, и Индии. (14 стр.29 - 31).

Эффект воздействия музыки на эмоционально-психическое состояние людей всех времён и народов заключается в её общедоступном языке. Это язык чувств и эмоций, символичный и понятный всем, независимо от национальности. Вызывая различные ассоциации радости или горя, торжества побед или горечи поражения, светлой мечты или скорбного одиночества, музыка как бы раскрывает наше подсознание, выпуская на поверхность пережитые нами чувства, воспоминания, нереализованные способности и скрытые силы. Кроме того, наиболее щадяще, без особых материальных затрат и вредных побочных эффектов музыка воздействует на физическое тело человека. Играем мы поём или танцуем – мы заставляем тело работать.

При пении работают диафрагма и дыхательный аппарат (лёгкие, трахея, связки), артикуляционный аппарат (язык, губы, зубы); при этом задействован и пищеварительный тракт, усиливается кровообращение. В процессе игры на музыкальных инструментах активизируется моторика мышц рук.

По мнению И.П.Павлова – “нет ничего важнее в жизни человеческого организма, чем устойчивость и стабильность жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, моторики движения и как результат – ритмичность химических процессов при обмене веществ в организме человека” (14 стр.30). И вот тут самое время вспомнить, что воздействие коррекции и лечение музыкой происходит именно через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса, дыхания, и моторики движения.

Озвучивая жизненные ритмы, музыка через слух проникает в мозг, а от него передаётся телу, становясь звуковым телом человека. Ребёнок или взрослый очень быстро реагирует на импульсы, идущие от музыки, если она соответствует его жизненному ритму и возрасту. Она помогает ему разобраться в мире своих эмоций и, усиливая их, иногда способствует тому, что они выходят из подсознания и оформляются в виде танцевальных движений или напевания мелодий, а иногда и рисование конкретного образа.

Э.Жак-Далькроз утверждал, что всякий ритм есть движение и в образовании и развитии чувства ритма участвует всё наше тело. Он считал, что без телесных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. Ритм - одно из выразительных средств музыки, а музыка всегда выражает эмоциональное содержание. Следовательно, ритм является выражением некоторого эмоционального содержания и имеет моторную природу. Вне музыки чувство ритма не может ни пробудиться, ни развиться.

Важным и эффективным влиянием на коррекционную работу с детьми с УО в лёгкой степени обладают специальные логоритмические занятия, в основе которых комплексное сочетание слова, музыки и движения. Взаимоотношения этих компонентов могут быть разнообразными с преобладанием одного из них или связи между ними.

Логоритмику можно включать в любую реабилитационную методику воспитания, обучения и лечения детей с различными отклонениями здоровья.

О необходимости применения логоритмических занятий в процессе коррекции и оздоровления писали В.А.Гринер, Н.С.Самойленко, Н.А.Власова, Д.С.Озерецковский, Ю.А.Флоренская. Они подчеркивали общепедагогическое значение ритма и мелодии, влияние их на различные болезненные отклонения в психофизической сфере индивида, указывали, что ритм и мелодия воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание человека.

Таким образом, опытно – методическая разработка направлена формирование сенсомоторных систем ребёнка, коррекцию психомоторики и оздоровлению организма.

Для проведения логоритмических занятий в учреждении создана необходимая учебно-развивающая среда.

Новизна нашего опыта в обобщении разрозненных теоретических и практических сведений о логоритмических занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях VIII вида.

Результаты и выводы представленного опыта будут способствовать более разносторонней работе музыкальных руководителей, педагогов, воспитателей, логопедов в условиях школы VIII вида.

Изучив речевые и психомоторные возможности детей, мы выделили основные принципы опытно - методической разработки по логоритмике для умственно отсталых детей. Эти принципы были раскрыты Л.С.Выготским в положении о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей.

-- Принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и адекватного коррекционного обучения – с другой;

-- принцип развивающего обучения, ( основанный на идее Л.С.Выготского о “зоне ближайшего развития”), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;

-- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;

-- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен подавать материал как можно меньшими частями, постоянно опираясь на знания и опыт детей, предусматривая в своей работе приёмы активизации мышления. Надо помнить, что этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию умственно отсталых детей и предусматривает понимание ребёнком изучаемого материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;

-- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых и музыкальных заданий;

-- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;

-- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.

-- основной принцип – тесная связь движений с музыкой, включая речевой материал.

Для реализации данных принципов мы предусмотрели следующие средства, предложенные Г.А.Волковой в 1990г:

упражнения, активизирующие внимание, например ходьба, бег, остановки в кругу. Материал: платок у каждого ребёнка. Детям предлагаю внимательно слушать музыку, остановится и поднять вверх платок тогда, когда остановится музыка. Это даёт возможность увидеть, кто выполнил задание вовремя. Затем предлагаю бежать под музыку и присесть и спрятать платок тогда, когда музыка остановится.

Игра “Найди свой домик”. Дети разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу, образуя руками “крышу” дома. Хором говорят: “раз, 2,3, на улицу беги!”. Под музыку бегают по залу в одном направлении. Учитель говорит: “раз, два на зевай, быстро домик занимай”. Детям нужно быстро найти пару и построить “крышу”;

-- упражнения, регулирующие мышечный тонус. Например игра “Тряпичные куклы и оловянные солдатики”. По команде “тряпичные куклы” - дети поднимают руки над головой, и дают им медленно упасть, опуская голову так, чтобы подбородок касался груди. По команде “оловянные солдатики” - дети вытягивают руки по швам, держат голову, высоко подняв подбородок. Напряжение – кратковременно, а расслабление более длительно, чтобы дети почувствовали состояние расслабления. Игра “Вороны” попеременно голорим слова: учитель – вот под ёлочкой зелёной скачут весело вороны.

(дети прыгают) и говорят: кар – кар – кар

учитель – целый день они летали, спать ребятам не давали.

(дети бегают врассыпную и машут крыльями), говорят: кар – кар – кар,

учитель – только к ночи умолкают вместе с нами засыпают.

Дети (приседают с выдохом, на выдохе Ш – ш – ш – и.);

-- ходьбы и маршировки в различных направлениях под мазуку; счётные упражнения, формирующие чувство музыкального темпа, ритма, размера. Например, ходьба с хлопками на каждый счёт, или через счёт. Ходьба с речитативом: светофор горит всегда!

Красный свет – идти нельзя!

Жёлтый свет – идти готов!

Свет зелёный – я иду и до линии дойду!

Образно – звуковые действия “ Горошинки” - хлопки при ходьбе в такт музыки;

ритмические упражнения. Например “У оленя дом большой” дети полукругом, водящий в середине. Проговаривая французскую народную песню, сопровождать её движениями по тексту имитируя оленя (подняв руки вверх, скрестить их и расставить пальцы, и д.т. по тексту).

Игра “У дедушки Мирона…”. Дети идут хороводом и говорят слова:

у дедушки Мирона было семеро детей,

се – меро, се – меро, семеро сыновёй,

они не пили и не ели, друг на друга все смотрели,

разом делали вот так.

Учитель показывает танцевальное упражнение или ритмически хлопает в ладоши, по коленям притопывает и т.д., дети должны повторить. Добиваться одновременного выполнения движения или ритма;

-- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции. Например упражнения на развитие мимических мышц: детям предлагаю изобразить “плаксу”, “мы удивились”, “тигрёнок рассердился”, “упрямые бараны” и т.д., голоса – игра “музыкальные прятки”. Материал любая мягкая игрушка небольшого размера. По считалке выбираем водящего, он уходит за дверь. Дети прячут игрушку и договариваются о песне, которую будут петь. Вызывают водящего, который должен найти игрушку. Водящий ищет, а дети в это время поют выбранную песню. Если водящий близко к спрятанной игрушке, то поют громко, если далеко, то поют тихо;

-- пение (песенный репертуар по плану музыкальных занятий);

-- упражнения в игре на музыкальных инструментах. Например, дети поют попевку на одном звуке в медленном темпе, учитель играет рукой ребёнка, затем эту же попевку исполняем в сопровождении ребёнка, и далее на следующем звуке. Следующая работа – с песней “Почему медведь зимой спит”. Учитель исполняет песню, выясняем о кём поётся в песне, какие это герои по характеру, повадкам, на каком музыкальном инструменте можно исполнить партию медведя, лисы, дятля, из предложенных (большой бубен, ложки, колокольчик, треугольник, кусок целлофана, который хрустит когда его сминаешь). Дети выбирают инструменты и мы исполняем песню.

-- самостоятельная музыкальная деятельность;

-- игровая деятельность.

Так как занятие комплексного типа (слово, музыка, танцевальные движения, игра на детских музыкальных инструментах), то методы и приёмы на этапах урока будут сочетаться и дополнять друг друга. Предполагаются как традиционные, так и не традиционные средства воздействия.

К традиционным отнесём сохранную структуру урока ритмики по основным разделам: упражнения на ориентировку в пространстве, ритмико – гимнастические упражнения, упражнения с детскими музыкальными инструментами, игры под музыку, обучение детей танцам, творческие задания (музицирование, театрализация).

К нетрадиционным отнесём:

-- игроритмические упражнения - для согласования движений с музыкой, структурными особенностями, характеру, метру, ритму, темпу, динамике;

-- игропластику – использование элементов древних гимнастических движений и упражнений стретчинга, выполняемые в сюжетной форме, кроме радостного настроения и мышечной нагрузки, эти упражнения дают возможность ребёнку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, обретая умиротворённость, открытость и внутреннюю свободу;

--игровой самомассаж;

--игры – путешествия (или сюжетные занятия) – служащие основой для закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, такие занятия помогают сплотить ребят, эмоционально настроить. (игры и упражнения см. приложение6)

Нетрадиционным будет и подход к решению поставленных задач. Их решение поэтапное:

На 1 этапе – активизируем детей, обучаем навыкам

Материал с сайта www.logoped.ru
произвольной регуляции мышечного тонуса и правильному дыханию, закрепляем навыки артикуляции гласных и согласных. Приобретенные умения отрабатываем на материале изученном на уроках музыки, ритмики, чтении, логопедических занятиях.

На 2 этапе – совмещается решение задач ориентировки в схеме тела и развития чувства ритма у детей. В работе над ритмизированными текстами и стихотворениями соблюдаем последовательность:

-- прослушивание ритма стихотворения;

-- отхлопывание его ладонями;

-- прослушивание текста в сопровождении проговаривания;

-- воспроизведение текста стихотворения с движениями;

-- воспроизведения стихотворения без движений.

На 3 этапе предлагаем многие выученные движения и стихотворения воспроизводить с закрытыми глазами, чтобы обратить внимание детей на слуховые, тактильные, и двигательные ощущения. После того, как дети усвоили ориентировку в координатах пространства, приступаем к формированию понятий “выше”, “ниже”, “дальше”, “ближе”, “правее”, “левее” и т.д. Наряду с формированием представлений о частях тела, о правом и левом, верхнем и нижнем, у детей благодаря ритмике происходит дифференциация ощущений от работы речедвигательного аппарата в верхнем, нижнем и среднем регистре.

На 4 этапе – переходим к формированию динамической организации двигательного акта, одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий. Переходим от единичных двигательных актов к серии однотипных движений, составляющих единую “кинетическую мелодию”. В качестве усложнения вводятся перекрёстные движения.

Коррекцию интонационной стороны речи и просодики голоса ведем, сочетая методики Нищевой Н.В. и Тютюнниковой Т.Э.. Работу строим в такой последовательности. На первом этапе используем:

-игры и упражнения на слуховую дифференциацию различных детских музыкальных инструментов по тембру звучания. Например, игра “Угадай на чем играю?”. За ширмой спрятаны детские музыкальные инструменты. Детям предлагаю угадать инструмент, на котором играю, к середине учебного года учителя может заменить ребёнок, исполняя попевки на одном, двух звуках. Прослушивание для слуховой дифференциации музыкального произведения (фрагмента) разных жанров: вальса, колыбельной, марша, танца. При этом задаем вопрос: - Что можно делать под эту музыку?

-упражнения на восприятие и воспроизведение ритма. Например игра: “танцующие матрёшки”. Материал – маленькие деревянные матрёшки. Предлагаю повторить танец моей матрёшка: - - - -; -.-.-.-;-..-..-..-..;-.---.---.--- и др. Здесь же поём слоги на поставленные звуки, тем самым автоматизирую из в слогах. Эти же ритмы предлагаю поиграть на металлофоне, кубиках, ложках, маракасах. Игра может быть использована как распевка перед пением песни “Мы весёлые матрёшки”.

-чтение одного и того же стихотворения, но разными голосами (3-4 предложения). Первый раз читать жалобно, второй монотонно. Детям задаю вопрос: - Когда вам стих понравился? Подчёркиваю слово выразительность, обращаю на это внимание детей. Например текст песенки “Плачет киска” разучиваем используя данный приём, затем поём.

-знакомства детей с графическим изображением интонации ? . ! – вопросительной, повествовательной и побудительной. Например в песне “Где был Иванушка?”, разучивая слова работаем над выразительностью чтения текста, при этом используем графическое изображение предложений на доске.

-упражнения на коррекцию модуляции голоса. В работе использовала карточки как предложенные Селивёрстовым В.И., так и Тютюнниковой Т.Э. (см. приложение 7 “дидактический материал”)

-упражнения на коррекцию высоты и силы голоса. Например игры: “Кто зовёт?”, “3 медведя” или пение попевок: “Птичка и птенчики”, “Тяв – тяв”, “Горох” и т.д. Попевки поём со сменой темпа и силы голоса: медленно, обычно, чуть быстрее, тихо, громко, постепенно усиливая громкость, постепенно уменьшая громкость голоса.

Параллельно с этой работой на каждом занятии перед распевкой проводилась дыхательная гимнастика:

-вдох закрытым ртом, попеременно зажимая то правую, то левую ноздрю;

-упражнения на дифференциацию носового выдоха, ротового выдоха;

-упражнения на дифференциацию верхнего, грудного и брюшного дыхания;

-упражнение на задержку вдоха и выдоха маленькими порциями или длительного выдоха.

Дыхательные упражнения выполняли с начало по подражанию, на более поздних этапах работы по словесной инструкции.

Структура занятия:

Занятие состоит из трёх частей: подготовительной – 1, основной – 2 и заключительной – 3.

Материал с сайта www.logoped.ru

I.1.Построение, контроль осанки, (встать плотно к стене касаюсь пятками, ягодицами, лопатками, затылком.) – 0,5 мин. Приветствие в виде поклона в вальсе

исходное положение – основная стойка.

Девочки – на раз – шаг вправо, руки плавно в стороны,

на 2 – приставить левую ногу,

на 3 – пружинка с наклоном головы вперёд, руки вниз,

на4 – выпрямиться.

На 5, 6, 7, 8 – то же влево.

Мальчики – на раз – шаг вправо,

На 2 – приставить левую ногу,

На 3 – наклонить голову вперёд,

На 4 – вернуться в исходное положение.

2. Строевые упражнения и упр. или игры на ориентировку в пространстве.

3. Ходьба и маршировки под музыку в разных направлениях и игроритмика, например: колонной; группой; под барабан; с перешагиванием предметов (палки, кубиков и т.д.); держась левой рукой за верёвку, со сменой направления; с произнесением гласного звука; хороводом; по доске; боком приставными шагами; друг за другом по залу с остановками, например на счёт 4; на носках, на пятках, с высоким подниманием колена, с предметами в руках (султанчики, флажки, платочки и т.д.), сначало изменяя положение рук, затем размахивая руками и т.д. различные виды ходьбы сочетаются не только с музыкой, но и со словами, например:

“Лёд да лёд,

лёд да лёд,

а по льду

пингвин идёт.

Скользкий лёд,

скользкий лёд,

но пингвин

не упадёт”.

“Деткам надо отдыхать,

деткам хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

никого на разбужу”.

“Тук, тук, тук, тук,

моих пяток слышен стук.

Мои пяточки идут,

меня к мамочке ведут”.

“Мы пойдём сначало вправо. Раз, два, три!

А потом пойдём налево. Раз, два, три!

А потом все соберёмся. Раз, два, три! Идут в круг.

А потом все разойдёмся. Раз, два, три! Идут из круга.

А потом мы все присядем. Раз, два, три! Далее движения по тексту…

А потом все дружно встанем. Раз, два, три!

А потом мы дружно хлопнем. Раз, два, три!

А потом мы дружно топнем. Раз, два, три!

II.1. Дыхательные упр.

2. Работа над голосом.

3. Фонопедическая гимнастика.

4. Логоритмические игры.

5. Упр. на развитие темпа, ритма речи, координации речи с движениями.

6. Игры и упр. на слуховую дифференциацию.

7. Игра на детских музыкальных инструментах.

8. Ритмический танец в виде общеразвивающих упражнений под музыку.

9. Игропластика и (или) акробатические упр. Например, переход из седа на пятках в упор стоя на коленях. Группировка в приседе и седее на пятках. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук. Речитатив:

на одной ноге постой-ка,

будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри, не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый!

10. Подвижная игра с пением или речитативом.

Ш.1. Самомассаж. Например “Божья коровка”: сидя на полу, ноги врозь. Сначало указательным и средним пальцами в медленном темпе передвигаемся от кисти к плечу правой руки, затем левой. Постепенно увеличивая темп движения и уменьшая давление пальцев на руки. При этом говорит речитативом или поём:

“Божья коровка папа идёт, идёт, идёт, идёт.

За папой следом мама идёт, идёт, идёт.

За мамой следом малые детишки бегут, бегут, бегут. – увеличиваем темп

А за ними ну совсем малышки бегут, бегут, бегут. движения пальцами.

То же – на левой руке, ногах.

2. Упр. на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

3. Поклон (так же, как и приветствие).

Работа с детей по описанным выше методам и приёмам 2 раза в неделю во вторую половину дня, как музыкальное занятие.

Приложения.

Итоговым занятием за год явилась постановка сказки - оперы “Муха – Цокотуха”, музыка – М.Красева, слова – К.Чуковского.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бадяева Н.В., Десюкова Н.В. Мониторинг коррекционно – логопедической работы. Ж. “Логопед” №5 – 2005г. стр.62 – 65.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. М. “Просвещение” 1986г. Стр. 63 – 84

3. Власова Т.М. Фонетическая ритмика. Пфафенродт А.Н. – М “Учебная литература” 1997г.

4. Волкова Л.С. Логопедия. М. “Просвещение” 1989г.

5. Волкова Л.С. Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. Логопедическая ритмика. М. “Просвещение” 2002г.

6. Волкова Л.С. Логопедическая ритмика. М. “Владос” 2002г.

7. Волкова Л.С., Мастюкова Е.М. Логопедия – 2. М. “Владос” 1995г.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. М. “Просвещение” 1975г.

9. Воронкова В.В. Программа специальной (коррекционной) школы VIII вида. Сборник для 1 – 4 классов. Сборник 1 для 5 – 9 классов, сборник 2 для 5 – 9 классов.

10. Евтушенко И.В.–Музыкальное воспитание умственно отсталых детей – сирот. М. “Академия” 2003г.

11.Емельянова Л.Ф. Формирование интонационной стороны речи у учащихся с речевой патологией. Ж. “Школьный логопед” №2 – 2005г. стр. 35 – 41.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург “АРД ЛТД” 1999г.

13. Кагарицкая А.С., Тугова Н.А., Шелгунова Н.И. Музыкально ритмические занятия. М. “Просвещение” 1992г.

14. Кацер О.В. Роль искусства и артпедагогики в профилактике и коррекции ЗПР и нарушений речи. Журнал “Музыкальная палитра” №3 – 2003г. стр. 29 – 31.

15. Кацер О.В. Коррекция развития детей с нарушениями речи на музыкальных занятиях. Журнал “Музыкальная палитра” №3 – 2001г.

16. Кольцова М.М. двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. М. “Просвещение” 1973г.

17. Комисарова Л.Н., Костина Э.П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. М. “Просвещение” 1986г.

18. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. М. “Просвещение” 1990г.

19. Кузнецова Е. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с ТНР. М. “Гном и Д” 2002г.

20. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М. “Владос” 1999г.

21. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии. М. “Просвещение” 1990г. Стр. 36-39, 45-50, 102-104.

22. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М. “Просвещение” 1979г.

23. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушениями умственного развития. Иркутск. Министерство образования России. Иркутский ГПУ 1992г.

24. Медведева Е.А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. М. “Академия” 2002г.

25. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М. “Айрис-пресс” 2005г.

26. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль “Академия развития” 1997г.

27. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логогруппе для детей с ОНР. СПб. “Детство – пресс”. 2003г.

28. Оливия Дьюхерст – Мэддок. Целительный звук. М. “Крон-пресс” 1998г.

29. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. СПб. “Дельта”1997г.

30.Пузанов Б.П., Коняева Н.П., Горскин Б.Б. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика). М. “Академия” 2000г.

31. Раевская Е.П. и др. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. М. “Просвещение” 1991г.

32. Рау Е.Ф., Синяк В.А. Логопедия. М. “Просвещение” 1969г.

33. Рытов Д.А. Искусство игры на ложках. Журнал “Музыкальная палитра” №1 – 2001г. стр. 5 – 8.

34.Селивёрстов В.И. Заикание у детей. М. “Просвещение” 1979г.

35. Столяренко Л.Д. Основы психологии для студентов вузов. Ростов-на-Дону “Феникс” 2002г. Стр. 198-200, 657-665.

36. Стребелова Е.А. Специальная дошкольная педагогика. М. “Академия” 2001г. Стр. 9-13, 32-35, 159-176.

37. Титова Т.А. О некоторых особенностях логопедической работы по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова. Ж. “Школьный логопед” №1(4) 2005г. стр.25 – 30.

38. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система К.Орфа. М. “Издательство АСТ” 2001г.

39. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. М. “Просвещение” 1979г.

40. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. М. “Ассоциация “профессиональное образование”” 1993г.

41. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М. “Просвещение” 1989г.

42. Фирилёва Ж.Е., Сайкина Е.Г. Танцевально-игровая гимнастика “СА – ФИ – ДАНС”. СПб. “Детство – пресс” 2003г.

43. Фомичёва М.Ф. Воспитание правильного произношения. М. “Просвещение” 1971г.

44. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М. “Академия” 2001г.

45. Фуреева Е.П. Логопедическая работа в системе коррекционной работы с дошкольниками с ЗПР. журнал “Логопед” №5 – 2005г. стр.83 – 85.

46. Хватцев М.Е. Логопедия (работа с дошкольниками). СПб “Дельта”, М. “Аквариум” 1996г. Стр. 278-282.

47. Шамес Л.Я. Искусство и игра в коррекционном развитии детей. Иркутск “Вектор” 2002г.

48. Шварц И. Искусство эвритмии в воспитании человека. Журнал “Музыкальная палитра” №2 – 2000г. стр.9 – 10.

49. Щербакова Н.А. От музыки к движению и речи. М. “Гном и Д” 2001г.

50. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М. “АРКТИ” 1999г.

Желаем успехов!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    return_links(); ?>

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service