|
Игры, развивающие сенсорное восприятие, внимание и память на логопедических занятиях по обучению грамоте.
Комиссарчук Е.Н., учитель-логопед ГБОУ № 2555 компенсирующего вида.
На занятиях по обучению грамоте можно чаще и разнообразнее использовать приёмы, развивающие сенсорное восприятие.
Этому способствует ряд причин:
- Дети по возрасту и с учётом предыдущей логопедической работы уже обладают большими речевыми и мыслительными возможностями;
- Они овладели уже многими и разнообразными игровыми приёмами для успешного усвоения иногда довольно сложного материала по подготовке к обучению грамоте;
- На занятиях по обучению грамоте присутствует большая визуализация изучаемого материала. Звуки обретают зрительное выражение в форме букв, слогов, слов, предложений и текстов.
- Дети в логопедической группе подготовительного возраста уже обучены логопедом и воспитателями умению правильно воспринимать форму, размер, цвет, расположение в пространстве предметов. На седьмом году жизни развитие этих навыков получает своё продолжение.
Классификация по одному признаку.
Задания с опорой на цвет.
- Логопед на доске выставляет три кружка одинакового размера, но разных цветов: розовый, зелёный, голубой.
На столе у каждого ребёнка кружки такого же цвета, но на них написаны буквы ( М, К, А).
Детям даётся задание выложить на столе кружки так же, как логопед выложил их на доске, и прочитать слово, которое у них получилось.
М А К
- Можно разнообразить игру, раздав детям на столы розовые, зелёные и жёлтые кружки, на которых будут написаны у каждого разные буквы. Таким образом, один ребёнок прочтёт одно слово, другой другое и т. д.
Слова: МАК, ПУХ, ТОК, МОХ, КОМ, ХОР, ПАР, РАК, СОК, НОС, СОМ, СУК, КОК, КОТ, СЫН, РОТ, СЫР, СОН, РОТ, ДУШ, ШУТ, ТОМ, ЛУК, ЛАК, КОЛ, ЛОМ, МОЛ.
Слова подбираются в соответствии с индивидуальными речевыми возможностями каждого ребёнка. Если дерётся одно слово на всех, то оно должно состоять из легко произносимых согласных, т. к. это задание рассчитано на конец учебного года в старшей группе или начало учебного года в подготовительной. В этот период не у всех детей могут быть поставлены вибранты( р, рь) или в редких случаях шипящие (ш, ж, щ) и плавные соноры (л).
- По такому же принципу складываются и прочитываются слова из 4 -5 кружков, а соответственно и букв. Употребляется соответственно 4 цвета или 5 цветов.
Слова из 4 букв, кружков: НОТЫ, ЛАПЫ, КОЗЫ, КОСЫ, ЛИСА, СОВЫ, РУКА, РОЗА, МОДА, РЫБА, ЛАМА и другие
Слова из 5 букв, кружков: КОШКА, ШАПКА, ЛАПША, НОРКА, ЛАСКА, ШУТКА, ЧАШКА, КАРТА, МАРКА И ДРУГИЕ
- Задание усложняется. У детей на столах лежат разноцветные кружки с буквами, но логопед не выкладывает образец из кружков на магнитной доске, а даёт устную инструкцию: - Выкладываем синий кружок, затем – жёлтый, красный и зелёный. Если вы правильно по цвету выложили кружки, то какое слово мы сможем прочитать?
Дети читают буквы на кружках и называют прочитанное слово
- Во второй половине учебного года на полосках разного цвета можно писать целые слова, из которых мы будем составлять предложения из 3 – 5 слов. Дети по цветовому образцу на доске или в соответствии с устной инструкцией логопеда, обозначающей последовательно цвета полосок, выкладывают и читают предложение. Если полоски выложены не верно, то предложение соответственно не складывается и не читается.
- По такому же принципу можно выкладывать и читать короткие рассказы, где на каждой полоске заданного цвета написано короткое предложение. Рассказ может состоять из 3 – 5 предложений, не больше. К концу учебного года дети легко и охотно играют подобным образом.
- Соотношение цвета буквы, написанной на белом фоне, и цвета кружка на доске.
У логопеда на доске три кружка разных цветов, а детей на столах по три буквы соответствующих цветов.
Дети выкладывают буквы по цвету в соответствии с последовательностью цвета кружков на доске.
Логопед меняет местами кружки и дети меняют последовательность букв по цвету преобразуя слово.
Меняется цветовая последовательность кружков, меняется цветовая последовательность букв, а, значит, меняется слово, которое читают дети.
К О Т
Т О К
К Т О
Слова для этой игры: НОС – СОН; СЫН – СОН – СОМ; САМ – СОМ – СОР; СОН – СОМ – СОР; КОК – КОМ – СОМ – САМ;
- По такому же принципу можно проводить эту игру, но уже по устной инструкции логопеда: - сначала возьмём букву синего цвета, затем букву красного цвета, затем букву жёлтого цвета. Какое слово мы можем теперь прочитать?
К О Т
- Чтение по клеткам заданного цвета. Даётся строка, в которой пишутся буквы в красных и жёлтых клетках ( цвета могут быть любыми, но контрастными по отношению друг к другу). Сначала читаем по красным клеткам, затем по жёлтым. Какое слово спряталось в красных клетках? А какое слово спряталось в жёлтых клетках? В эти слова позже, когда дети освоят этот вид работы, вкладывать смысл, интригу сюжетной игры-приключения или “зашифрованной записки”. Записка может таить секрет или наоборот написана тем, кто якобы не умеет писать и перепутал все буквы. Дети помогают расставить все буквы по порядку.
Перевернём на доске красную картинку и проверим, правильно ли мы прочитали слово по красным клеткам ( сом ), а теперь перевернём жёлтую картинку ( сын )
Переворачиваем на доске фиолетовую и зелёную картинки для проверки правильности прочтённого по фиолетовым и зелёным клеткам.
- Читаем предложение по клеткам. Берём три цвета и читаем три слова, осмысливая и проговаривая предложение. Прочитанное предложение так же подтверждается картинкой.
Нина варит суп.
Использование различий по форме и размеру
Один из признаков.
Читаем слово, располагая буквы по размеру от самой большой до самой маленькой.
а с м у к
Сначала дети выполняют задания такого рода, переставляя буквы от большой к самой маленькой на доске.
Позже они прочитывают слово, не переставляя буквы на доске, а переставляя их в своём воображении.
2. Прочитываем слово, выкладывая круги, квадраты, треугольники и др. фигуры от большой к маленькой и наоборот от маленькой к большой. В основе задания лежит определение только размера, величины геометрической фигуры.
Выкладываем слово из кругов от большего к самому маленькому, из треугольников, квадратов. На геометрических фигурах могут быть написаны буквы или слоги. Так же можно составлять предложения и читать их. На каждой геометрической фигуре будет написано одно слово из предложения.
Из кругов строим снеговиков ( на начальном этапе работы, когда строим слова из трёх букв или предложения из трёх слов). Читаем слово или предложение от самого маленького круга до самого большого или наоборот.
Можно “строить” ёлочки из зелёных треугольников от большого внизу до самого маленького вверху и читать либо слово, либо предложение сверху вниз или снизу вверх. Направление определяет логопед. Используя ёлочку можно составлять слова из пяти букв и предложения из пяти слов.
Можно выстраивать пирамидки из овалов, лесенки из прямоугольников и читать написанные там буквы или слоги, складывая их в слова. А так же слова, складывая их в предложения.
- Следующая задача – различать геометрические фигуры одного и того же размера и цвета, т. е. ориентироваться только на форму.
- Сначала дети выкладывают геометрические фигуры, с написанными на них буквами, слогами, позже словами по образцу на доске.
На следующем этапе логопед даёт устную инструкцию:
- Выкладываем сначала круг, затем треугольник и в конце квадрат. Какое слово мы можем прочитать? Или какое предложение у нас получилось? Желаем успехов!
| |