|
Игровые приёмы развития сенсорного восприятия с использованием традиционных и нетрадиционных цветов на занятиях по произношению в старшей логопедической группе для детей с О.Н.Р.
Комиссарчук Е.Н., учитель-логопед ГБОУ № 2555 компенсирующего вида.
В основе красный и синий цвет, для обозначения гласных и согласных звуков.
- Ещё в средней группе логопед на занятиях вводит для детей понятие обозначения звуков цветом: гласные – красный цвет, согласные- синий. Одной половине детей раздаём красные флажки, другой – синие. Логопед называет медленно поочерёдно гласные и согласные звуки. На гласный звук одна подгруппа поднимает красные флажки, на согласный звук другая подгруппа поднимает синие флажки. Задача облегчена тем, что “ответ” даётся подгруппой, слабые дети тянутся за более сильными.
- Задание усложняется, когда каждому ребёнку даётся по два флажка: красный и синий. Теперь ребёнок манипулирует двумя флажками и решает, какого цвета флажок он поднимет на гласный звук, а какого цвета - на согласный.
- У каждого ребёнка два флажка (красный и синий ). Ребёнок должен услышать на гласный или на согласный звук начинается слово и поднять соответствующего цвета флажок.
- Игру можно сделать более подвижной, если дети встанут в круг и возьмут в руки по одному мячу красного или синего цвета. Мяч можно подбрасывать или ударить мячом об пол. В этой игре развивается и моторная ловкость. Слова на гласные и согласные звуки называет логопед. Если ведущим является ребёнок, то логопед даёт ему картинки со словами на гласные и согласные. В этой игре слова должны быть знакомыми по предыдущим логопедическим занятиям.
- “Подари цветок”. В этой игре ведущий должен определить гласный или согласный звук стоит в начале слова. Дети встали в круг. У каждого в руках картинка или игрушка. Ведущий в середине круга с красными и синими цветами в руках. Дети поочерёдно называют своё слово на картинке или свою игрушку, а ведущий даёт красный цветок тому, у кого слово начинается на гласный звук, и синий тому, у кого слово начинается на согласный звук. Дети все вместе помогают ведущему, проверяют правильность его “подарка”
- Эту же игру можно сделать с синими и зелёными цветами, если дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные
- Во второй половине года используются те же приёмы для определения гласного и согласного звуков в конце слова.
Использование “нетрадиционных” для обозначения звуков на логопедических занятиях цветов.
Когда дети хорошо усвоили традиционные цветовые обозначения звуков речи: гласный – красный, согласный – синий, согласный мягкий – зелёный, можно попробовать играть в цвета совсем по-другому. Цвет подбирается в зависимости от того, на какой звук начинаются эти слова. Условия принимаются часто сроком на одно занятие. Поначалу цвета предлагаются, выставляются на доску логопедом. В последующем дети сами придумывают, каким цветом можно обозначить слова со звуком “С”, “З” и т. д.
- Занятие по дифференциации “С” - “СЬ”.
Условились, что слова с твёрдым звуком “С” будем обозначать салатовым цветом, т. к. слово “салатовый” начинается на твёрдый звук “С”.
Слова с мягким звуком “СЬ” обозначим синим цветом, т. к. слово “синий” начинается на мягкий звук “СЬ”.
Исходя из этого, на занятие берём синие и салатовые флажки, цветы, корзинки, домики, кукол в синих и салатовых платьях. Корзинки, домики, кукол можно закрепить на магнитной доске и дифференцированно распределять картинки, предметы со звуком “С” на салатовые объекты, а со звуком “СЬ” - на синие.
- Занятие по дифференциации “З” - “ЗЬ”. Подбираем цвета, которые начинаются на эти звуки: “З” - золотой, “ЗЬ” - зелёный.
На этом занятии привлекали и ассоциации по временам года: Звук “З” любит осень, потому что он “золотой”,
Звук “ЗЬ” любит лето, потому что он зелёный.
Материал должен быть строго отобран по звуковке и по игровому смыслу:
“З”- золотой (осень) – зонт, закат, запах, замок, забор, зайка, замёрз, заболеть, Зоя, Лиза…
“ЗЬ” - зелёный (лето) – зелень, зебра, земляника, земля, зяблик, корзина, изюм, музей, резиновые, магазин, тазик, Тузик, Зина, Кузьма…
- Дифференциация “С – СЬ – З – ЗЬ”.
Для формирования сенсорного восприятия, тонких дифференцировок берётся 4 цвета:
С – салатовый,
Сь – синий,
З – золотой,
ЗЬ – зелёный.
Слова обозначаются кружками, флажками такого цвета. Дети делятся на “цветные” команды.
С заданиями такого рода дети старшей логопедической группы справляются, играют подобным образом охотно и весело.
- Дифференциация Ж – З.
Опорные цвета при дифференциации жёлтый и золотой.
“Ж” - жёлтый,
“З” - золотой.
Уточняются понятия “блестящий - матовый”, “яркий - бледный”
- Дифференциация Р – Л.
Опорные цвета при дифференциации розовый и лиловый.
“Р” - розовый,
“Л” - лиловый.
Занятие на дифференциацию этих звуков проводится в конце учебного года. Дети уже овладели навыками подобной работы и свободно владеют наименованиями промежуточных цветов.
В решении таких задач логопед должен вести детей за собой ставя опережающие по сложности задачи и тогда даже самые слабые дети, имеющие сложную структуру дефекта дают яркую положительную динамику. Желаем успехов! | |