![]()
Раздел для специалистов.
|
Полезное:
|
Из всего разнообразия ошибок по данной теме обязательной логопедической коррекции подлежат ошибки, обусловленные несформированностью фонематического восприятия и неправильным произношением слов. Цель коррекционной работы:формирование у детей правильных представлений об акустическом, артикуляционном и графическом образе слов с разделительным мягким знаком.Задачи.
На логопедических занятиях данная тема изучается после отработки тем «Дифференциация И-Й», «Гласные 1 и 2 ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Мягкий знак – показатель мягкости согласных». Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» проводится с учащимися 2 – 4 классов, так как в 1 классе данная тема по программе начальной школы ещё не изучается. На прохождение данной темы можно отвести в среднем 7 занятий (1 занятие на уровне слога, 2 занятия на уровне слова, по 1 занятию на уровне словосочетаний, предложений, текста и 1 обобщающее занятие). В работе очень важно учитывать основные логопедические принципы.
Направления логопедической работы.I.Повторение правила. II.Формирование правильных произносительных навыков. III.Формирование фонематических представлений. IV.Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком. Рассмотрим подробнее эти направления. I. Повторение правила.Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласным. Он пишется после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я. и. Например: платье, муравьи, вьюга.II.Формирование произносительных навыков.
Сначала на материале слогов, затем слов, словосочетаний, предложений, текстов. Например, чистоговорки, которые можно использовать в качестве речевой зарядки в начале занятия:
III. Формирование фонематического восприятия.1. С опорой на зрительный анализатор.-Дидактическое пособие, в котором дети наглядно видят появление разделительного мягкого знака между согласной и гласной. На обратной стороне пособия при желании можно нарисовать подсказку - улыбку, которая растягивается с появлением мягкого знака.-Слоговая таблица, предназначенная для чтения, дополнена знаками опорами — дугами, которые показывают, где согласный с гласным сливаются, читаются слитно, а где не сливаются и смягчённый согласный звучит отдельно от гласной. -Индивидуальные зеркала, в которых дети наглядно видят изменения в положении своих органов артикуляции при произнесении слогов без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знаком попарно, например: ля — лья. не – нье. При произнесении слогов с разделительным мягким знаком губы сильнее растягиваются в улыбку. 2. С опорой на кинестетический анализатор.Логопед задаёт детям вопрос: «Какой слог произнести труднее слог с разделительным мягким знаком или без него?».Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, чем без него, так как ощущается более сильное напряжение губ и щёк, чувствуется поднятие спинки языка к нёбу, отодвигание языка назад (так как появляется среднеязычный звук Й). 3. С опорой на кинетический (двигательный) анализатор.Логопед просит детей показать движением руки «дорожки» при звучании слога без разделительного мягкого знака и с разделительным мягким знакомСлог без разделительного мягкого знака — движение руки вперёд ровно горизонтально на одном уровне («ровная дорожка»), слог с разделительным мягким знаком - волнообразное движение руки («съехали с горки»). 4. С опорой на слуховой анализатор.Слуховой анализатор в конце нашей работы должен стать основным при определении наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах и словах. Дети должны будут научиться слышать раздельное звучание согласного звука и гласного 2 ряда, появление звука Й.IV. Формирование навыков правильной записи слов с разделительным мягким знаком.Нередко дети, чувствующие раздельное звучание согласного и гласного звука на слух, неправильно записывают слово. Они вместо мягкого знака пишут букву й, либо вместо буквы и после разделительного мягкого знака пишут букву й, то есть записывают слово, так как оно слышится. Поэтому во избежание подобных ошибок необходимо поработать над закреплением правильного графического образа слов с разделительным мягким знаком.1.Необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова, (так как психология учит: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ), такие как
Во избежание запоминания неправильного написания слов с разделительным мягким знаком, я считаю нецелесообразным давать задания «Исправь ошибку», пока у ребёнка не сформировался устойчивый навык правильной записи слов. Для избегания замен букв ь, и на букву й в письменных работах учащихся, необходимо уделить внимание выполнению звукобуквенного анализа слогов и слов с разделительным мягким знаком, обратить внимание детей на отличия в буквенной записи и звуковом составе слога или слова.
Логопедическая работа по теме «Разделительный мягкий знак» на уровне слога (1 занятие).Цель.Ознакомление учащихся с различными приёмами определения наличия или отсутствия разделительного мягкого знака в слогах.На первом занятии я предлагаю детям послушать сказку и определить, какую работу, кроме смягчения согласных, может выполнять мягкий знак. Как-то на слоговой полянке гуляли парами согласные и гласные буквы. Они были дружны, держались за руки и пели свои песенки: ля, ви, не, те, дю (демонстрируется пособия). Как звучали звуки слитно или отдельно? (Слитно). А мягкий знак не мог ничего спеть. Почему? (Потому что он не обозначает звука). Но ему тоже хотелось подружиться с весёлыми гласными и согласными. Он вежливо представился и мягко предложил дружить с ними. Они согласились, взяли его за руки. Сначала мягкий знак встал с парой ля и получилось лья (демонстрируется пособие), потом с ви – вьи, не – нье, те – тье, дю – дью (по возможности произносят дети). Как стали звучать звуки, когда между ними встал мягкий знак? (раздельно, прерывисто). Мягкий знак смягчил согласный, но кроме смягчения он выполнил ещё одну работу. Какую? (Он отделил согласную от гласной). И называется такой мягкий знак разделительным. Тема нашего занятия «Разделительный мягкий знак», и сегодня мы с вами поучимся находить мягкий знак в слогах. Для этого в течение занятия нам нужно будет найти способы определения наличия или отсутствия разделительно мягкого знака. 1.Уточнение правила.Разделительный мягкий знак показывает, что согласный не сливается с гласными и пишется после согласных перед буквами е, ё, и, ю, я.Логопед вывешивает плакат.
Задание на закрепление правила.Подчеркните разделительный мягкий знак среди буквосочетаний, данных на карточке, прочитайте слоги с разделительным мягким знаком:тья, бью, льн, лью, ньк, рьк, вья, онь, едь, вьи, жьё. Мы с вами нашли один из способов нахождения разделительного мягкого знака — он стоит между согласной и гласной 2 ряда. 2.Слушание, сопряжённое, отражённое и самостоятельное чтение слоговой таблицы с опорными знаками.Ля – лья
Можно ли почувствовать на слух наличие разделительного мягкого знака? (Да, слоги звучат раздельно). Какой дополнительный звук появляется в слогах с разделительным мягким знаком. (Звук Й) Откуда он берётся? (Гласные 2 ряда после мягкого знака распадаются на 2 звука, один из которых звук й). На доске рядом с таблицей логопед записывает транскрипцию слогов с разделительным мягким знаком. Это 2 способ - определение разделительного мягкого знака на слух. Логопед делает запись-опору на доске (ухо, [й]). Но иногда ушки нас подводят, поэтому давайте поищем дополнительные способы нахождения разделительного мягкого знака. 3.Работа с индивидуальными зеркалами и дидактическими пособиями.Дети должны почувствовать и увидеть изменения, которые происходят с органами речи при попарном произнесении слогов с разделительным мягком знаком и без него. Когда в слоге появляется разделительный мягкий знак,губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается и немного отодвигается назад. Слог с разделительным мягким знаком произнести труднее, так как сильнее напрягаются щёки, губы, язык.Это третий способ - губы растягиваются в улыбке, язык приподнимается. Логопед и дети зарисовывают знак-опору «улыбку». А теперь представьте и покажите движением руки дорожку, которую вы представляете, когда произносите слог без разделительного мягкого знака («ровная дорожка»), а теперь с разделительным мягким знаком («горка», «волна»). Это четвёртый способ — рука «рисует» волну. Логопед и дети зарисовывают знак-опору. А теперь давайте потренируемся в нахождении слогов с разделительным мягким знаком. Упражнения для закрепления.1.Графический диктант слогов: слог без разделительного мягкого знака ___ - прямая линия, слог с разделительным мягким знаком ~ - «волна».2.Диктант слогов с опорой на предыдущие схемы, самостоятельное чтение написанных слогов. 3.Физкультминутка с перекидыванием мяча: «Добавь разделит. мягкий знак»:
«Убери разделит. мягкий знак»
4.Игра «Внимательные ушки»(выполни определённое действие, если в слоге есть разделительный мягкий знак): ни, ньи, ре, рье, чьи, чи, жи, жьи, зья, зя и т.д.Логопедическая работа на уровнях слова, словосочетания, предложения и текста.При работе на уровне слова осуществляется закрепление навыков определения наличия, либо отсутствия разделительного мягкого знака в словах. Логопед напоминает, а дети самостоятельно используют специальные приёмы, данные на уровне слога.На уровне словосочетаний и предложений предполагается активное самостоятельное использование детьми полученных навыков на более сложном речевом материале. На уровне текста осуществляется окончательная отработка и проверка полученных умений и навыков. На данных этапах необходимо уделять внимание не только формированию акустико-артикуляционных представлений, но и развитию навыков звукобуквенного анализа слов с разделительным мягким знаком, работе над лексико-грамматической стороной речи, а также развитию связной речи. Задания и упражнения для закрепления.1.Игра " Внимательные ушки".а) хлопни, если почувствуешь, что в слове есть разделительный мягкий знак: ветер, вьюга, стены, платье, лето, лисья, ночью и т. д.б) назови слово с разделительным мягким знаком из словосочетания или предложения: высокие деревья, лисьи следы, компьютерные игры и т.п. Стулья делают из дерева. Орёл расправил огромные крылья. 2. Игра "Четвёртое лишнее".а) в слогах не – не – нье – неб) в словах
3. Графические диктанты с записью только слога с разделительным мягким знаком.Обязательно даются слова - «ловушки» без разделительного знака. а) слова: листья - ____тья, лимон - ________б) словосочетания: птичьи перья - _____чьи ______рья в) предложения: Дедушка приехал ночью. – I_______ _________ _____чью. 4. Самостоятельный подбор слов на заданные слоги.ля – Оля, лямка, поляна и т.д.лья – стулья, крылья, Наталья и т. д. 5. Нахождение места буквы Ь в слове по цифровому ряду.Даются и "слова-ловушки".а) с опорой на речь логопеда - оладьи(5), Денис, ателье(5), щалунья (6) б) с опорой на самостоятельное произношение слов (логопед предъявляет картинку): деревья, колосья, вишня и т. д. 6. Вписывание детьми отгаданных слов в клеточки по типу кроссворда.Поле подготавливает логопед. Можно использовать различный речевой материал, в том числе и загадки.
Из почек появляются,
7. Задания на вставку буквы ь.а) в словах: в…юга, в…есна, плат…е, ул…ицаб) в словосочетаниях: шустрые мурав…и, белич…и сл…еды. в) в предложениях: Плат…е чист…ят щ…ёткой. г) в текстах: Апр...ель.
8. Работа со словами-паронимами.Здесь важно показать смыслоразличительную функцию разделительного мягкого знака (если исчезает разделительный мягкий знак, то изменяется значение слова). а) Вставка буквы ь в слово с опорой на картинку.б) Вставка буквы ь в слово с опорой на смысл прочитанного предложения.
в) самостоятельное составление и запись предложений со словами-паронимами. г) Физкультминутка.
9. Задания на словоизменение и словообразование.а) образование множественного числа слов:- на уровне слова: лист – листья, крыло – крылья, колос - колосья - на уровне словосочетания: заячий хвост – заячьи хвосты, волчий зуб – волчьи зубы. - на уровне предложения: Улетели на юг …………….(соловей) Желтеют в саду ……………….(дерево) б) образование отчеств от данных имён:
в) образование притяжательных прилагательных
г) Задания на самостоятельное словоизменение:
10. Задания на активизацию и расширение словарного запаса.Подбор антонимов: болезнь – здоровье, скука – веселье, враги – друзья, легкомысленный – серьёзный, работа — безделье.11. Выразительное чтение стихотворений.12. Пересказы текстов.13. Слуховые диктанты (задания на проверку).- слова: клочья, Софья, весна, ружьё, ветер, прутья, вьюга.- предложения: Без терпенья нет ученья. - текст Белочка.
Результативность работыЗа период с 2008 по 2011 годы логопедические занятия посетили 50 учащихся, допускавших ошибки по теме «Разделительный мягкий знак»После коррекции 38 учащихся перестали допускать ошибки по теме, что составляет 76% от общего числа учеников с ошибками по теме. 10 учащихся (20%) допускают ошибки иногда.2 ученика (4%) продолжают допускать ошибки по теме. В результате проведённой коррекционной работы большинство учащихся научились.
Таким образом, можно сделать вывод об эффективности предложенной мной методики. Литература.
Желаем успехов!![]() ![]() |
Полезные ссылки:
|
1999-2020 © Logoped.Ru