Говорят дети. Особенности лексики детей с недоразвитием речи.
Кариева В.В., логопед Заречной средней школы, Казахстан, Костанайская область.
Ключевые слова: словарная работа, префиксальное словообразование, развитие ребёнка, слова-обобщения, средства общения, слова, предложение, текст.
Краткая аннотация статьи: на примерах детских ответов показать важность проведения словарной работы с детьми-логопатами.
Важнейшее средство общения и познания окружающего нас мира в жизни каждого человека и в жизни общества - это язык.
Именно процесс общения влияет на становление ребёнка как личности, растёт его самопознание, растёт умственное, речевое и нравственное развитие, формируются познавательные способности. Изучая свойства родного языка, дети получают возможность усовершенствовать точность и свободу выражения своих мыслей, понимание собеседника, обогащение себя знаниями созданными народом - носителем языка.
Итак, основной задачей обучения родному языку является развитие ребёнка как личности, личности, которая полноценно владеет как устной, так и письменной речью.
Трудности в усвоении устной и письменной речи наблюдаются у детей с ОНР 3 уровня, с НВОНР. Словарный запас детей, поступающих в КПП, 1 классы с данными диагнозами беден и мало дифференцирован. Дети смешивают названия сходных предметов: блюдце путают с тарелкой, майку с рубашкой. Смешивают слова – обобщения (овощи-фрукты, одежду-обувь). Им трудно выполнить задание на перечисление объектов: назвать ягоды, цветы, фрукты. Как правило, они называют 2-3 предмета. Затрудняются при выполнении задания назвать детенышей животных в случаях, когда слова не однокоренные (овца-ягнёнок, лошадь-жеребёнок). Недифференцированность глагольного словаря выражается в названии одним словом различных действий: человек ходит, лошадь ходит, заяц ходит. Дети пользуются названиями основных цветов, не используют оттенков. Из оценочных прилагательных чаще употребляют слова: хороший – плохой , а пространственные ограничивают парой: большой – маленький. Для устной речи присущи ошибки словообразовательного характера (курёнок, лошадёнок), отсутствуют разнообразные словообразовательные модели, выбор приставок беден. В устной речи пробелы в словообразовании вызывают затруднения на письме. Неумение образовывать однокоренные слова не даёт возможности проверять безударный гласный в корне. Детям нелегко между двумя родственными словами устанавливать смысловую связь в том случае, когда сходство значений не ярко выражено.
Они подбирают слова, очень часто, по случайному внешнему сходству (город – гора).
Задавая часто вопрос: как вы понимаете это слово?, не устаю удивляться ответам детей и убеждаюсь в важности проведения словарной работы с детьми. На протяжении нескольких лет записываю ответы детей на вопрос: как ты понимаешь это слово?
Слёг – слёзы (Адиль, 2 класс).
Транспорт – еханные предметы (Денис, КПП).
Лупа – это стрелять (Толя, 1 класс).
Лужок – лужа.
Гул – гулял (Адиль, Бауди, 2 класс).
Струйка – страна, стройка, инструмент (Махаммат, Бауди).
Винт – витамин, рану завязывают (Махаммат, Бауди, 2 класс).
Потёмки – ягоды (Адиль, 2 класс), рыбка (Антон).
Лопотала – копала (Оксана, КПП).
Мил – который на доске (мел).
Захар – солнце садится Махаммат), птица (Адиль, 2 класс).
Вил – вилка, вилы.
Былинка – блины, былины.
Плёс – косичку плёл, плескается, танцует.
Юркнула – мяукнула (Адиль, 3 класс).
Пчеловоды – осы.
Каска – палка для учителя (указка), (Тамила, 1 класс).
Мякиш – подушка.
Шалость – без настроения (Антон, 2 класс).
Венец – еда, работа, Венеция.
Лютик – люстра, люк.
Чёлка – пчела.
Чаща – яма.
Мощёный – который помылся (Жанна, 2 класс), мокрый, быстрый.
Лещи – инструмент, осколки от доски.
Чечётка – зубы чистить (КПП).
Пароход – прыгают с вертолёта (Оксана), по шпалам едет (Дана), карусели (Бахыт), проходят люди (Мирас, 2 класс).
Сквер – скворечник (Антон, 2 класс).
Подосиновик – цветок (Диана, 2 класс).
Бандероль – играет бандитскую роль (Ангелина, 4 класс).
Озяб – заплакал (Оксана).
Гамак – имя, страна, деревня.
Мотылёк – цветок, зверь, птица.
Влага – народ, город.
Челнок – черпак, панцирь.
Знойный – дождливый (Артем, 3 кл.)
Лоза – живот, лазейка, рыба.
Мушка – шить носки, верёвка.
Акация – фотографируют, цветок, в банке (видимо, акция).
Куница – цветок, птица, растение, кустик.
Желаем успехов! |