ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

Эффективность применения логопедического массажа в процессе коррекционно-логопедической работы.

Камышник Л.В., учитель–логопед КШДС №33 г.Караганды.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занимается коррекцией речи детей как дошкольного, так и школьного возраста, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. В специальных журналах, в различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми-логопатами в дополнении к академическим методам. Над этими работами трудились такие авторы как М.А.Поваляева, М.И.Чистякова, Е.А.Пожиленко, Т.Д.Зинкевич-Евстигнеева, Т.М.Грабенко и другие.

Материал с сайта www.logoped.ru

По мнению В.М.Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии, такие, как, в частности, логопедический массаж. В логопедической практике всегда использовались элементы массажа, но внимания этому уделялось мало.

В основном использовались традиционные методы воздействия на ребенка, которые не могли решить всех проблем. Потому что в человеческом организме все органы и функциональные системы взаимосвязаны и представляют собой единое целое. Ни одну часть тела, ни один орган, особенно вовлеченный в патологический процесс, нельзя рассматривать изолированно.

На данный момент среди логопедов появилось понимание того, что для лучшего результата у ребенка ему необходимо делать комплексный массаж, работая не только с пораженной частью, но и со всем организмом в целом.

В настоящее время мы можем наблюдать значительный рост числа соматически ослабленных детей и числа детей с речевыми проблемами речи и недоразвитием психических процессов, таких как внимание, память, мышление, логика, воображение.

Необходим системный комплексный подход к коррекции речевого развития и сопровождающего его психического и соматического здоровья ребенка. Для “простых” случаев польза такого подхода в улучшении общего развития ребенка, повышении активности, возрастании защитных сил организма, родители отмечают, что ребенок резко “поумнел” и “повзрослел”. В сложных случаях именно массаж является толчком для иммунной системы, которого не хватало ребенку, чтобы справиться с тем или иным нарушением. Корректируются с помощью массажа и поведенческие проблемы, что облегчает работу с ребенком специалистам.

Логопедический массаж - часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

Материал с сайта www.logoped.ru

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, лечение заикания, нормализации эмоционального состояния в комплексе с массажем могут использоваться релаксационные и логопедические упражнения.

Очень важно, чтобы логопедический массаж осуществлял логопед или дефектолог, который владеет техникой данного вида массажа, а именно, прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также причины и пути развития речевых нарушений. Элементы массажа могут выполняться родителями ребенка,специально проинструктированными и обученными логопедом.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают все ткани, органы и системы.

Известно, что поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, являющееся периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи и ее сосуды, но и на состояние центральной нервной системы. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные, либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние центральной нервной системы.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо- и кровообращение и таким образом улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечной системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных волокон, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мышц, восстанавливается их активность после нагрузки.

Применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц или наоборот повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных , координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппаратом. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность связочного аппарата.

Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. Например, при легком медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массаже повышают раздражимость массируемых тканей.

За истекший период 2011-2012 учебного года у детей – логопатов, получающих логопедический массаж, наблюдается:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.)

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная

активность

• формирование произвольных координированных движений органов артикуляции

Материал с сайта www.logoped.ru

Такой нетрадиционный, но простой метод, как массаж, прост, доступен, эффективен, не имеет ограничений по возрасту, при этом индивидуальный подход специалиста к работе с ребенком дает отличный результат.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Литература:

1. Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов –на-Дону . Феникс, 2006 г.

2. Чистякова М.И. Психогимнастика / Под ред. М.И. Буянова

2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

3. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнатика. Изд-во “Каро” 2007 год.

Желаем успехов!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service