Использование слоговой таблицы учителем - логопедом при обучении грамоте.
Павлова Н.В., учитель-логопед МДОУ д/с №4 г. Кола Мурманской обл.
Искажения слогового состава слова признаны ведущими и стойкими
проявлениями в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Этот
дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного
слогового состава ( нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых
слогов или звуков).
В коррекционной работе можно использовать слоговые таблицы, как средство развития
слогового анализа и синтеза.
1. Упражнение “Угадай начало слова”
Цель: Определять первый слог слова.
Дети читают слоги в таблице, затем логопед говорит конец слова, а ребенок должен
назвать первый слог из таблицы, назвать слово целиком и показать
картинку.(…тышка,…хомор,… шонок, …шина)
2.Упражнение “Кто больше?”
Цель: Придумывать слова на первый слог.
Дети прочитывают слоги в таблице и придумывают слова ,которые начинаются на эти слоги.
Выигрывает тот, кто придумает больше слов.
3. Упражнение “Какой слог потерялся?”
Цель: Определять пропущенный слог в слове из двух слогов.
Дети называют картинки , определяют пропущенный слог в слове и записывают его в
таблицу, прочитывают слово целиком.
4. Упражнение “Какой слог потерялся?”
Цель: Определять пропущенный слог в слове из трёх слогов.
5. Упражнение “ Лесенка ”
Цель: Придумывать слова с определённым количеством слогов.
Дети прочитывают первый слог и придумывают слова, в которых два – три слога,
записывают слова в таблицу (МАша, мама ; машина , магазин
)
6. Упражнение “Придумай слова ”
Цель: Придумывать слова из двух слогов в определённой позиции слога.
Дети придумывают слова из двух слогов, чтобы данный слог был первым или вторым,
записывают пропущенный слог и читают полученное слово.
( КАша, КАмень, КАтя; реКА, муКА, руКА)
7. Упражнение “ Придумай слова”
Цель: Придумывать слова из трёх слогов в определённой позиции слога.
Дети придумывают слова из трёх слогов ( РУбаха , каРУсель, кенгуРУ)
8. Упражнение “Составь слово из первых слогов”
Цель : Составлять новые слова из первых слогов данных слов.
Дети называют картинку, определяют первый слог , записывают его в таблицу. Называют
второе слово, определяют первый слог, записывают его, читают слово , которое
получилось.(КАрусель,ШАрик; РЫнок, БАрабан)
9. Упражнение “Составь слово из первых слогов”
Цель: Составлять новые слова из трёх слогов.
(КУрица, БИнокль, КИно; БАран , РАдуга, БАНка )
10. Упражнение “Составь слово из последних слогов”
Цель: Составлять новые слова из последних слогов данных слов.
Дети называют картинку, определяют последний слог , записывают его в таблицу.
Называют второе слово, определяют последний слог, записывают его, читают слово ,
которое получилось.( киНО, дороГИ ; короВА, мимоЗА)
11. Упражнение “Отгадай картинку”
Цель: Определять и называть гласные звуки в слове из двух слогов.
Дети называют картинки. Читают гласные в таблице и угадывают, какое слово загадал
логопед : У А – кукла; А А – баран, У Ы – бусы.
12. Упражнение “Отгадай картинку”
Цель: Определять и называть гласные звуки в слове из трёх
слогов.
13. Упражнение “ Загадай картинку”
Цель: Закрепить умение определять гласные звуки в словах.
Дети называют картинки, определяют гласные звуки в словах и записывают буквы,
обозначающие гласные звуки в таблицу.
14. Упражнение “Придумай слова по гласным звукам”
Цель: Учить придумывать слова, используя данные гласные звуки.
Дети читают буквы в таблице и придумывают слова с данными гласными звуками ( Ы О –
крыло, А А – ваза, У Ы – усы).
Ы |
О |
|
А |
У |
А |
А |
А |
У |
У |
А |
У |
Ы |
А |
И |
А |
15. Упражнение “ Найди слова”
Цель: Учить составлять слова из двух, трёх слогов.
Дети читают слоги, данные в беспорядке и составляют слова из данных слогов, затем
составляют предложения с новыми словами.
МА |
ЛО |
|
ША |
РА |
ШИ |
МЫ |
ША |
ШУ |
МА |
НА |
16. Упражнение “Какие спрятались птицы, животные?”
Цель: Учить читать слоги и составлять слова из данных слогов.
Дети читают слоги в таблице , затем составляют из этих слогов слова, обозначающие
птиц, животных.
КОШ |
ЛИ |
ПЕ |
ТУ |
ГУ |
СЫ |
СИ |
ХИ |
КИ |
17. Упражнение “Читай по первому слогу”
Цель: Учить составлять новые слова , используя одинаковый первый слог во всех
словах.
Дети читают первый слог и добавляют к нему второй слог, образуя новые слова.
Составляют с новыми словами предложения.
18. Упражнение “Закончи слово слогом”
Цель: Учить составлять новые слова , заканчивая их одинаковым слогом.
Дети читают слоги в таблице, составляют слова, используя одинаковый второй слог в
словах. Составляют с новыми словами предложения.
19. Упражнение “Длинные и короткие слова”
Цель: Составлять новые слова , увеличивая или уменьшая количество слогов в
слове.
Дети составляют слово из двух слогов, добавляют к данному слову один слог, чтобы
получилось слово из трёх слогов ( БОЧКИ – БАБОЧКИ; КОШКИ- ЛУКОШКИ). Также можно уменьшить
слово: из 3 слогов- 2 слога.
У |
БОЧ |
ДИ |
КИ |
БА |
ЛУ
|
ДОЧ |
ГВОЗ |
КОШ
|
20. Упражнение “Слоги перепутались”
Цель: Правильно составлять слова из данных слогов.
Логопед составляет слова неправильно, а дети должны его исправить и сказать слова
правильно ( КИУШ – УШКИ ; ШАМА – МАША )
21. Упражнение “ Цепочка слов”
Цель: Закрепить умение определять первый и последний слог в словах.
Логопед пишет первый слог в таблицу – МА.
Дети придумывают слово на данный слог и определяют последний слог нового слова и
записывают его в таблицу. ( машина – НА).
Затем придумывают слово на первый слог НА , определяют последний слог в слове и
записывают его в таблицу и т.д. (насос – СОС )
Желаем успехов! |