Использование нетрадиционного оборудования на логопедических занятиях
Потапова М.В.
учитель-логопед, МАДОУ д/с №373, г. Новосибирск

В своей работе я использую много нетрадиционных дидактических и наглядных пособий, предназначенных для развития мелкой моторики, дыхания, артикуляционного аппарата, закрепление звукопроизношения, обучения грамоте, изготовленных мною за три года работы. Я считаю, что использование таких пособий в образовательной деятельности повышает результативность коррекционной работы, а также вызывает интерес и повышает работоспособность у детей. Предлагаю вниманию коллег свой небольшой опыт использования нетрадиционного игрового оборудования на логопедических занятиях. Игры на автоматизацию звуков 1. «Бесконечные открытки» Описание: пособие изготовлено по типу бесконечной открытки, на каждой стороне наклеены картинки, в названии которых есть заданный звук, ребёнок разворачивает открытку и называет появившиеся картинки. 2. «Волшебная коробка» Описание: показываем небольшие предметы с определенным звуком и кладём их в коробку. После этого предлагаем ребенку на ощупь определить, какой это предмет, правильно назвать его, определить наличие и позицию заданного звука. Игры на развитие мелкой моторики рук 1. Игра: «Наполни банку крупой» Описание: картонная форма банки отделана пластилином в технике «барельеф» (можно это сделать вместе с ребёнком). Ребенок пальчиком должен «наполнить банку крупой» (можно взять зёрна кофе, горох, бусинки и т.п.). Можно также использовать при подготовке к обучению грамоте, выкладывать буквы или узоры по образцу. 2. Игра «Заплети косичку» Описание: банка из-под новогоднего подарка. С одной стороны оформлена как лицо девочки, а с другой стороны вставлены разноцветные шнурки «волосы». 3. Игра «Кто быстрее наденет резиночки» Описание: медицинские шпателя покрашены акриловой краской (она не красится, не мажется и можно обрабатывать) и наборы резиночек по цвету. Играем наперегонки кто быстрее наденет все резиночки. 4. Игра «Собери бусы» Эта игра служит не только для развития мелкой моторики, но и для развития памяти, внимания, а также можно использовать для формирования звукового анализа. Описание: косточки от старых счёт покрашенные в разные цвета и разноцветные шнурки. Предлагаю детям собрать в определённом порядке по цветам. Для усложнения выкладываю на доске цветные фишки в определённом порядке, дети должны запомнить, как расположены фишки, закрываем листом бумаги фишки и дети по памяти должны собрать у себя на шнурке в таком же порядке косточки. На индивидуальных занятиях использую для развития звукового анализа. 5. Игра «Лабиринт» Описание: из ткани сшит лабиринт. Внутри лабиринта бусинки разных размеров. Необходимо прогнать все бусинки по одной от начала до конца лабиринта (от одной пуговицы до другой). 6. «Улитка» Описание: улитка служит для застёгивания и расстёгивания пуговиц. 7. «Собери квадрат» Описание: игра по типу ТАНГРАМ. На картоне нарисована схема, а фигуры сшиты из ткани. 8. Рисование и письмо по манной крупе Описание: эта игра может также служить для развития зрительно-моторной координации и профилактики оптической дисграфии. Например: Нарисуй тропинку. (отрабатывать навык движения руки слева направо), Срисуй грибочек (развивать умение копировать рисунок по образцу), Нарисуй вторую половину (развивать зрительно – моторные координации), Среди нескольких картинок найди слово, в котором есть звук М. Напиши первую букву (развивать звуковой анализ, закреплять умение написания печатных букв). Игры на развитие речевого дыхания 1. «Открытка-сюрприз» Описание: двойная открытка, внутри обклеена белой бумагой, вверху на одной стороне приклеена салфетка, разрезанная на полоски, под салфеткой наклеены различные картинки. Служит также для развития лексико-грамматического строя речи. 2. «Султанчики» Описание: Сделаны из трубочек для коктейля и цветных подарочных ленточек.
ispolzovanie_netraditsionnogo_oborudovanija_na_logopedicheskikh_zanjatijakh.jpg
Желаем успехов!
|