- автоматизация правильного произношения звука “Ц” в
словах, словосочетаниях и предложениях.
- развитие речеслухового внимания, зрительного
восприятия, мышления и памяти;
- развитие тактильного восприятия.
3. Коррекционно – воспитательные:
- формирование навыков сотрудничества,
взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности,
ответственности; - воспитание любви и бережного отношения к природе.
- воспитание навыков самоконтроля.
Оборудование: наглядно-демонстрационный материал
“Цветы”, иллюстрация “Клумба”, вазы, лист, цветные карандаши. Разрезные
карточки со слогами и с пословицами. Карточки с деформированными
предложениями. Презентация “Мир цветов”. Цветы красного и желтого цвета для
рефлексии.
Организационный момент.
Логопед: Если ты отгадаешь загадку, то
узнаешь тему нашего занятия.
Правильно, это цветы.
- Задание “Подбери родственные слова”.
Вспомни, что такое родственные слова? (слова,
имеющие одинаковый корень). Попробуй подобрать как можно больше
родственных слов к слову ЦВЕТОК.
Цветок: цветник, цветной, цветет, зацветает, отцвёл,
цветик, цветастый, цветочек, расцветать.
Какой звук слышится во всех этих словах? Правильно –
звук [Ц]. давай вспомним характеристику этого звука.
Звук [Ц] - согласный, глухой, твердый. Парного мягкого
звука в русском языке нет. Парного звонкого звука в русском языке тоже
нет.
- Артикуляционная гимнастика
“Заборчик” – удерживаем улыбку под счёт 5 - 10
раз
“Трубочка” – удерживаем трубочку под счёт5 - 10
раз
“Заборчик” – “Трубочка” – чередуем.
“Чистим зубки” - движения языком вправо-влево 5-10
раз.
“Накажем непослушный язычок” - пошлепывание языка губами, произнося
звуки “пя-пя-пя”
“Блинчик” - удерживаем широкий язык на нижней губе под счет от 10 до 15
секунд.
- Задание “Собери букет”
В переводе с французского слово “букет” означает
"собранные вместе цветы". Наше задание будет немного необычным для
составления букета. В него мы соберем те цветы, в названии которых ты
услышишь звук [Ц].
Цветы: нарцисс, роза, гиацинт, астра, цинния, мак, бархатцы,
настурция, ромашка, целозия, календула, форзиция, медуница, крокус,
цинерария, флоксы, гоцания.
Повтори названия цветов, в которых есть звук [Ц].
Нарцисс, гиацинт, цинния, бархатцы, настурция, целозия,
форзиция, медуница, цинерария, гоцания.
Названия, каких цветов ты уже слышал? Рассмотри
внимательно картинки с незнакомыми тебе цветами. Повтори их.
- Упражнение “Определи место звука в слове”.
Перед тобой 3 вазы. в первую вазу поставь цветы,в
названии которых звук [Ц] находится в начале слова. Во вторую те цветы, в
названии которых звук [Ц] находится в середине слова. В третью вазу –
цветы, в названии которых звук [Ц] находится в конце слова.
- Задание “Послушай, повтори”.
Ца-ца-ца - расцвела в саду медуница
Цы-цы-цы - мы сорвали бархатцы
Цис – цис – цис – как прекрасен наш нарцисс
Цинт – цинт – цинт – очень пахнет гиацинт
Ция – ция – ция – на лугу настурция.
- Задание “Отгадай загадку”
Этот цветок был так много воспет поэтами всех стран
и веков, как ни один другой, разве только что роза. Отгадай загадку про
этот цветок, отгадку выложи из геометрических фигур:
Так красив он и изящен,
Утонченный, словно принц.
На голове его корона,
Догадались – это… (нарцисс)
Отгадай загадку и найди цветок среди остальных.
Мои цветы - оранжевое пламя,
А листья - как зеленые медали.
В названии - восточная страна.
Ну что, узнали вы меня? (настурция)
- Задание “Подбери слова-признаки”
Каждый цветок очень красив и по-своему неповторим.
Давай попробуем подобрать к нашим цветам слова, которые охарактеризуют
его.
Например, цинния –пушистая, светолюбивая.
Гиацинт – душистый, голубой, красивый.
Нарцисс – золотистый, нежный, хрупкий.
Бархатцы – пушистые, красивые, алые.
Форзиция – золотистая, пышная, ранняя.
Гоцания – пестрая, теплолюбивая, садовая.
- Задание “Соедини слоги в слово, найди
картинку”.
Постарайся из слогов составить название цветов,
выбери соответствующую картинку.
зия, це, ло
хат, цы, бар
ца, го, ния
тур, ция, нас
- Задание “ Рисуем цветок”
Сейчас мы будем рисовать. Выполняй задание, следуя моей
инструкции.
Пять рисуем мы овалов,
А кружок у нас внутри.
Стебелёк спускаем ниже.
Вот цветочек наш – смотри!
- Задание “Цветочная клумба” (ориентировка в пространстве).
На нашей прямоугольной клумбе растут цветы.
Расположи их согласно моей инструкции.
В верхнем правом углу – нарцисс.
В левом нижнем углу растут бархатцы.
В левом верхнем – гоцания.
В правом нижнем – медуница.
В центре клумбы растет форзиция.
- Задание “Я начну, а ты закончи”.
Проговори фразы, меняя темп речи и громкость:
шепотом и медленно, затем громче и быстрее.
Я купил(а) циннии и целозии.
Ты ____ _____ _____ ______.
Он ____ _____ _____ ______.
Мы ____ _____ _____ ______.
Вы ____ _____ _____ ______.
Они ____ _____ _____ ______.
- Задание “Пословицы”.
Существует много пословиц и поговорок о цветах.
Некоторые сейчас ты узнаешь, если правильно подберешь к началу пословицы ее
окончание. Попробуй объяснить смысл каждой пословицы.
Каждый цветок
|
люди - лету.
|
Пчёлы рады цвету, |
узнаётся по его цветам.
|
Плодоносное дерево |
Расти в саду цветущем недостоин.
|
Цветок, который не благоухает |
на своём стебле распускается.
|
- Задание “Распространение предложений”.
Цветы цветут.
Цветы цветут на улице.
Цветы цветут на улице у больницы.
Разноцветные цветы цветут на улице у больницы.
- Задание “Установи порядок слов в предложении”.
Сегодня на занятии мы вспомнили цветы, в названии
которых есть звук [Ц]. С некоторыми из них ты познакомился сегодня на
занятии. Вспомни названия этих цветов. Какие из перечисленных цветов ты
видел на территории школьного двора? Какие задания были наиболее
интересными? А какие доставили тебе затруднения?
Рефлексия.
Если тебе понравилось сегодняшнее занятие, то
возьми с собой красный цветок, если нет – желтый.