Игры и упражнения для развития речи учащихся
Демина О.В.
Олигофренопедагог, логопед, МБОУ ООШ №1 г.Слюдянка
Математика, информатика 1. Анаграммы ьроюектпм (компьютер); омлргоиф (логорифм) 2. Магический квадрат. Дети находят среди чисел буквы и составляют из них слово. ф 2 9 4 к 100 6 я 10 13 ц 3 47 у 8 67 17 9 98 48 5 н 89 11 7 3. Закодированные слова: про100р; 100рожка, о3цание, 7ечка. 4. Кроссворды. 5. Шифры. 6. Очень хорош прием комментированного решения у доски. Физкультура 1. Развитие речевого дыхания Вдох через нос, воздух набирается не в грудь, а в живот (диафрагма). При этом живот на вдохе надувается, плечи не поднимаются! Развитие темпо – ритмической стороны речи 2. Загадайте любую загадку. Например, Папе носит он газеты, Мне – от бабушки приветы. (Почтальон) Вместе с детьми делите это слово по слогам (отхлопываете): поч - таль – он. Затем, произнося каждый слог , совмещаете его с каким либо движением (показать) А затем несколько раз выполняете движения, произнося слоги. Сначала медленно, затем быстрее. Сначала произнесение слога можно сопровождать просто прыжком. 3. «Набивание» мячом слова. Каждый удар мяча об пол сопровождается произнесением слога (ма – ши – на). Развитие связной речи, лексического запаса, мышления. 4. «Продолжи предложение». 1 вариант: дети встают в шеренгу. Первый игрок бросает мяч второму, называя любое слово. Второй игрок кидает мяч третьему, называя слово, связывая его с первым. И так до тех пор, пока не получится предложение. Например, мама – варит – кашу – мне – и – моему – младшему – брату – Коле (союзы тоже можно называть как отдельное слово). 2 вариант: дети становятся в круг и кидают мяч в случайном порядке, называя слова. 3 вариант: дети делятся на 2 команды. От каждой команды выбирается «секретарь», который записывает получающуюся фразу. Остальные дети бросают мяч в корзину по одному разу, называя слово. Каждое слово записывает «секретарь». Выигрывает команда, которая раньше закончит. Записанные фразы зачитываются «секретарями». Совместно с учителем обсуждаются и исправляются допущенные ошибки. Подобные игры и упражнения могут использоваться и на других уроках. На уроках русского языка, литературы, истории и т.д. часто применяются такие приемы, как • составление рассказа по сюжетной картинке; • нарушенный порядок слов в предложении; • допущение смысловых и грамматических ошибок в предложении. • замена данного слова синонимом (этот прием является эффективным методом для обогащения словаря учащихся); • составление с данными словами предложений, словосочетаний; • составление небольших рассказов с использованием данных слов. При работе по развитию речи стоит делать опору на зрительное восприятие, особенно в коррекционных классах. • показ соответствующего предмета (этот прием лучше всего использовать, когда встречаются в текстах или упражнениях устаревшие слова, слова, обозначающие незнакомые предметы). Уважаемые педагоги! Самое главное, чтобы Ваша собственная речь была примером для ученика! Также следите за тем, чтобы учащиеся давали полные, развернутые ответы на Ваши вопросы. Пресекайте все слова – паразиты в речи детей, жаргонные выражения, и не употребляйте их сами.
Желаем успехов!
|