Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности «Автоматизация
звука «р» в словах, словосочетаниях и предложениях».
Ибраева Т.А., учитель-логопед.
Коррекционно – образовательные цели:
1)Обобщить и систематизировать знания ребёнка о профессиях;
2)Упражнять в образовании относительных и качественных прилагательных, согласуя их с
существительными в роде, числе и
падеже.
3)Упражнять в правильном построении слов в предложении.
Коррекционно – развивающие цели:
1) Развитие фонематического восприятия, навыка звуко-буквенного анализа и синтеза;
2) Выработка чётких координированных движений пальцев и кистей рук в сочетании с речью;
3) Закрепление произношения звука “р” в словах , словосочетаниях и предложениях;
4) Формирование навыка словообразования;
5) Развитие слухового и зрительного внимания, памяти.
Воспитательные цели: воспитывать умение слушать взрослого, не перебивая, принимать
поставленную задачу.
Оборудование:
*речевой профиль звука “р”;
*предметные картинки (роза, рак, рот, ручка, сыр, тройка, кран, шар, строящийся дом,
мастерок );
*шкатулка;
*кусочки тканей ( капрон, гипюр, кружево, парча);
*цветные фишки для звукового анализа;
* фишки для анализа предложения.
Ход занятия
I. Оргмомент.
- Здравствуй, Артём! Я рада встрече с тобой! Надеюсь, сегодня ты порадуешь меня.
Настал новый день. Я улыбаюсь тебе, а ты улыбнёшься мне.
Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделай глубокий вдох через нос
и вдохните в себя свежеть, доброту, красоту. А выдохни через ротик все обиды, злобу,
огорчения.
II. Основная часть.
1.Сообщение темы занятия..
- Скажи, пожалуйста,как называется моя профессия? (Логопед). В чем заключается работа
логопеда? (Учит правильно произносить звуки). Скажи, какой звук встречается в произнесенных
сейчас мною словах чаще всего? “Профессия, работа, правильно, произносить”. (Р)
- Итак, над чем мы сегодня продолжим работу? (Над правильным произношением звука Р). А
также вспомним различные профессии и
все что с ними связано.
2.Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
Уточнение артикуляции:
Положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука (с использованием
“профиля” звука); участие голосовых складок; характер выдыхаемой струи.
Уточнение акустических признаков звука: согласный или гласный, твердый или мягкий,
глухой или звонкий;
Игра “Буква спряталась”.
Нахождение буквы Р среди правильно и неправильно записанных букв ( логопед рисует в
тетради). Правильно написанную букву просит обвести пальцем.
3. Автоматизация звука в словах.
Будем дальше мы играть,
Звуки проговаривать.
А для этого, Артём,
Нужно загадки отгадывать!
Знает точно детвора: кормят вкусно …(повара).
А сегодня повара приготовили особое блюдо “Слова с начинкой”
Игра “Слова с начинкой”
На столе раскладываются картинки: роза, рак, рот, ручка, сыр, тройка, кран, шар.
Логопед называет длинные слова, внутри которых “спрятаны” короткие слова,
проиллюстрированными картинками. Ребёнок произносит короткое слово и ставит свой
указательный пальчик на соответствующую картинку.
эКРАН, угРОЗА, дРАКа, кРОТ, белоРУЧКА, новосТРОЙКА, ШАРфик, РАКовина, баРАК, пРОЗА,
наобоРОТ, СЫРой, коРОТкий, повоРОТ,
СЫРник.
Всё у нас в порядке! Слушай – ка загадку!
Отгадай, к какой профессии можно отнести эти картинки (“строящийся дом”, мастерок”)
(Строитель)
- В чем заключается профессия строителя? (Строит дома и т.д.)
- Из каких материалов строят дома?
4. Звуковой анализ слова.
- Ты тоже будешь строителем, построй, пожалуйста , схему слова: “рама” с помощью
фишек.
III. Физминутка.
“ Мы строгали…”
Мы строгали, мы строгали, ( декламация стихотворения
Доски гладенькими стали. сопровождается движениями
Мы пилили, мы пилили, кистей и пальцев рук)
Чтобы ровными все были.
Мы сложили их рядком,
Прибивали молотком,
Получился птичий дом.
Мы на улицу идём,
Высоко его прибьём,
Чтобы птички залетали,
А котята не достали.
5. Автоматизация звука Р в словосочетаниях.
Две загадки отгадал – и ещё умнее стал!
А сейчас, Артём – третья загадка!
Шьёт прекрасно, порет лихо, рукодельница … (портниха).
Д/и “Бабушкина шкатулка”
-Угадай материал на ощупь. (образование относительных прилагательных) – логопед достаёт
шкатулку с кусочками ткани.
Капрон - капроновая лента
Парча – парчовое платье
Кружево – кружевной воротник
Гипюр – гипюровый фартук
5. Автоматизация звука Р в предложениях
Игра “Исправь ошибку”
Тигров дрессирует ветеринар.
Дыркой сверлят сверло.
Артист делает укол больному.
На сцене выступает фотограф.
6.Составление схемы последнего предложения (с анализом).
IV. Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
Все работы хороши. Выбирай на вкус.
Я произнесу слово с перепутанными звуками: РДТУ (ТРУД), угадай его! Это слово объединяет
все профессии. А какой звук
присутствует и в названиях прозвучавших сегодня профессий, и в слове, которое мы
отгадали? (Звук Р)
Тебе тоже приходится много трудиться, чтобы научиться правильно произносить звуки. Ты
сегодня очень старался. Молодец!
Желаем успеха!
|