|
Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте.
Жуйкова Анна Викторовна, воспитатель высшей категории, учитель – логопед II категории, муниципальное дошкольное
учреждение №1 детский сад “Чебурашка”, САХА (Якутия) п. Эльдикан.
Пояснительная записка.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни
является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития
ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и
чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте,
способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности
каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на
занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом
экологического уголка.
“Раз ступенька, два ступенька”
(для детей 5 – 7 лет)
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв. Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений.
Методика проведения:
1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова.
3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой.
4 вариант. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка. Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
“По волнам звуков и букв”
(для детей 6 – 7 лет)
Цель: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух.
Дидактический материал (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй
кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв.
Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала.
1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов.
2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
“Тренажер для развития речевого дыхания”
Цель. Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Дидактический материал (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне
роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые.
Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики.
Методика проведения: В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки,
бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и т. д.) Ребенок дует на легкие
фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога.
Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.
Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается
правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи,
только через рот, а не через нос.
“Волшебные лучики”
(обучение грамоте)
Цель: Обучать слоговому чтению.
Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв.
Методика проведения:
1 вариант. В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные
слоги.
2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова.
3 вариант. Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.

“Волшебные лучики”
(развитие элементарных математических представлений)
Цель. Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую
запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи.
Дидактический материал (оборудование). Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками:
больше, меньше, равно.
Методика проведения.
1 вариант. В кармашки ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или
сравнить.
2 вариант. Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, заполняют карманчики. И придумывают арифметические задачи
в соответствии с примерами.
Список использованной литературы.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
- Журнал “Обруч” 2005.
- Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом “Литера”, СПб., 2006.
- Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки”/ “Сфера”, М., 2008.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет/ “Сфера”, М., 2005.
- Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/“Учитель”, Волгоград, 2006.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
- Научно – методический журнал “Логопед” №2/2008.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда /“Феникс” - Ростов на/Д,2003.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ “Айрис – пресс”, М., 2007.
- Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ “Феникс” - Ростов на/Д,2008.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
Желаем успехов! | |