|
Особенности работы логопеда в доме ребёнка.
Григорьева И.В., логопед высшей квалификационной категории ГКУЗ КО “Новокузнецкий дом
ребёнка специализированный № 1 “Солнечный лучик”.
Логопедическая деятельность в каждом типе учреждений, работающих с детьми, имеет свою
специфику. Из общего числа практикующих логопедов лишь небольшой процент трудится в домах
ребёнка. Поэтому хотелось бы осветить для коллег специфику логопедической работы в таком
учреждении.
Прежде всего следует отметить, что возраст воспитанников дома ребёнка варьируется от двух
месяцев до четырёх лет. Логопедические занятия с детьми первого и второго годов жизни – ещё
недостаточно методически разработанная область. Или, если точнее, редко практикуемая.
Немаловажным является и тот факт, что на данный момент нет утверждённой Министерством образования
логопедической программы для домов ребёнка. Всё это порождает трудности в разработке занятий,
поиску методической литературы и курсов повышения квалификации. Усложняет работу и большой
возрастной “разрыв”, так как занятие с ребёнком, например, четырёх месяцев абсолютно не
равнозначно занятию с ребёнком трёх с половиной лет. Специалист должен хорошо знать особенности
формирования детской речи и сензитивные периоды развития психомоторных функций каждого года
жизни, чтобы грамотно строить свою работу в любой возрастной группе.
Одной из главных особенностей является наличие различных вариантов нарушений
психомоторного развития у воспитанников вследствие их неблагополучного генеалогического и
биологического анамнеза. Так, по данным годового отчёта нашего дома ребёнка, на конец 2012 года
из 94 детей по неврологической заболеваемости: последствия перинатального поражения ЦНС – 27;
задержка психомоторного и речевого развития – 38; органическое поражение ЦНС – 14; болезнь Дауна
– 2; врождённый порок развития ЦНС – 1; ДЦП – 7; ДЦП, симптоматическая эпилепсия – 5;
неврологически здоровы – 0. Кроме того, соматическое состояние многих значительно ослаблено и
отягощено сопутствующими заболеваниями (болезни эндокринной системы, расстройства питания и
нарушения обмена веществ; врождённые аномалии; болезни органов дыхания и др.). На конец 2012 года
из 94 детей по группам здоровья: I – 0, II – 26, III – 33, IV – 17, V – 18. Также нужно
учитывать, что за последние годы возросло количество воспитанников, рождённых от больных
гепатитом С и ВИЧ-инфицированных матерей (заболевания, характерные в основном для употребляющих
наркотики). По статистике нашего дома ребёнка, число, например, ВИЧ-инфицированных детей,
прошедших за год: 2008 год – 7, 2009 год – 11, 2010 год – 21, 2011 год – 17, 2012 год – 25.
Естественно, что столь неблагополучный фон состояния здоровья не может не сказываться на темпах
нервно-психического развития и успешности коррекционных (в том числе и логопедических) занятий в
негативном ключе. Для раннего возраста вообще характерна взаимосвязь физического и психического
развития: незначительное ухудшение здоровья влияет на эмоциональное самочувствие ребёнка, болезнь
может разрушить сформированные навыки. Многие дети поступают в дом ребёнка из социально
неблагополучных семей, из больниц, имея низкий уровень общего развития и отсутствие опыта
прохождения коррекционно-развивающих занятий. Учитывая столь разнообразный контингент
воспитанников, логопед должен хорошо владеть знаниями детской психологии проблемного развития,
уметь работать с детьми, имеющими болезнь Дауна, разные формы ДЦП, ранний детский аутизм и
т.д.
Характерной особенностью дома ребёнка как учреждения “закрытого” типа являются материнская
депривация, узкий круг коммуникативных взаимодействий и деформированный ход социализации.
Становление речи в таких условиях целиком зависит от педагогов и логопеда, который должен помочь
организовать работу по её развитию в группе наиболее оптимально. Кроме того, работающий с детьми,
лишёнными родителей, специалист обязательно должен обладать глубокой эмпатией, терпением,
пониманием и эмоциональной стабильностью.
Наличие вышеперечисленных неблагоприятных факторов, конечно же, не может не влиять на
речевое развитие воспитанников негативно. Поэтому, как правило, в данном типе детских учреждений
почти у 100% детей имеются отставание и нарушения разной степени в развитии речи. На конец 2012
года из 94 детей по речевым заключениям: системное недоразвитие речи – 4; дизартрия, ОНР III
уровня – 1; дизартрия, ОНР II-III уровней – 2; дизартрия, ОНР II уровня – 1; дизартрия, ОНР I-II
уровней – 1; дизартрия, ОНР I уровня – 1; незначительное отставание в развитии речи – 2;
отставание в развитии речи – 29; значительное отставание в развитии речи – 12; выраженное
отставание в развитии речи – 12; отставание в развитии ориентировочно-познавательных реакций и
предпосылок формирования речи в предречевом периоде – 13; значительное отставание в развитии
ориентировочно-познавательных реакций и предпосылок формирования речи в предречевом периоде – 4;
отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом периоде – 11;
значительное отставание в развитии ориентировочно-познавательных и звуковых реакций в доречевом
периоде – 1; норма – 0. Профессиональная компетенция и педагогическое мастерство логопеда должны
быть очень высоки, так как уже перечисленные “вредные” факторы влияют не только на тяжесть
нарушений речи, но и на трудности при их коррегировании. Специалист должен уметь правильно
провести диагностику (дифференцировать анартрию и интеллектуальную недостаточность при ДЦП;
сенсорную алалию, интеллектуальную недостаточность и аутизм и т.д.); владеть широким спектром
методов (логопедический массаж, арт-терапия и др.) для подбора наиболее эффективных каждому
ребёнку индивидуально; уметь профилактировать заикание, мутизм и др.
Несмотря на трудности, логопедическая работа в доме ребёнка имеет и ряд преимуществ.
Во-первых, ранний возраст воспитанников позволяет проводить не только достаточно успешную
коррекцию отклонений, но и относительную компенсацию даже самых тяжёлых поражений благодаря
высокой пластичности детской психики и её широким компенсаторным возможностям (особенно в первые
три года жизни). Во-вторых, отсутствие разрыва между моментом определения первичного нарушения и
началом целенаправленных коррекционно-развивающих мероприятий. Многим логопедам хорошо известно,
что даже в благополучных семьях родители начинают искать специалиста для исправления дефектов в
речи ребёнка практически перед самым его поступлением в школу. В доме ребёнка же возможно не
только максимально раннее выявление нарушений в речевом развитии, но и коррегирование их почти с
рождения ( с момента поступления). В-третьих, специфика самого учреждения позволяет логопеду
проводить занятия более дифференцированно, индивидуализировано и более комплексно (с привлечением
штатных врачей педиатров, невролога, педагога-психолога, педагога сенсорного развития и др.).
Воспитанники дома ребёнка имеют особые образовательные потребности не только по причине
наличия у них нарушений психомоторного и речевого развития. Отсутствие родителей ещё больше
наносит урон их психическому и соматическому состоянию, что выражается и в низкой речевой
активности, и в сниженной потребности познавать мир в диалоге со взрослым (старшим партнёром).
Поэтому основные задачи логопеда – помочь сначала “зазвучать” (гулением, лепетом, словом), а уже
потом откорректировать это “звучание”, научить слушать и слышать, заложить основы культуры
коммуникации. И за результаты своего труда он несёт гораздо большую ответственность, чем
специалисты других учреждений, потому что родителей, которые в первые годы жизни малыша помогают
“открывать” мир и учат с ним общаться, у воспитанника дома ребёнка нет. И эта ответственность,
пожалуй, более всего характеризует специфику работы логопеда дома ребёнка. Желаем
успехов! | |