Логопедический урок в 1 классе “Гласные и согласные звуки”.
Конюхова И.Э., учитель-логопед высшей квалификационной категории МОБУ СОШ села Амзя
г.Нефтекамск РБ.
ЦЕЛИ:
I. Коррекционно – образовательная: закрепление умения дифференцировать гласные и
согласные звуки.
II. Коррекционно – развивающая: развитие слухового внимания, фонематического
слуха.
III. Коррекционно – воспитательная: воспитывать понимание различия гласных и
согласных звуков.
ОБОРУДОВАНИЕ: артикуляционные профили, зеркала, символы гласных и согласных
звуков, предметные картинки.
ПЛАН урока:
- С помощью организационного момента подвести к теме урока.
- Решение учебной задачи.
- Упражнения в дифференциации гласных и согласных звуков.
ХОД:
- Ориентировочно – мотивационный этап.
- Упражнения на дыхание. Логопед просит определить по положению губ какой звук
она задумала, а потом произнести его на выдохе.
- Сядет тот, кто определит общий звук в слогах. Как он образуется.
Ва-ка-па, со-ро-бо, ку-бу- лу, ми-ди-ки, дэ-бэ-тэ, сы-вы-пы.
3.Задания в группах:
- какие звуки вы произнесли?
- как вы узнали, что они гласные?
- назовите гласные звуки.
Вывод: при произнесении гласных звуков воздушная струя не встречает преграды.
Показ профилей.
- Операционально - исполнительский этап.
- Сказка о согласных звуках.
Жили- были веселые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,О,У,Э, Ы,И. А всех
вместе называли “ Гласные звуки”. У гласных звуков были звонкие голоса и они
пели как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже
захотелось петь.
- П-п-п- запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал он,
загоревал: “ Ох, какой я не певучий, у меня нет голоса”.
- К-к-к- закряхтел звук к. Кряхтел, кряхтел, а спеть песенку не смог.
Заплакал он, загоревал, ведь ему тоже очень хотелось петь.
-Т-т-т-затукал звук т. Тукал, тукал, а спеть песенку не смог. Загоревал и он
Гласные звуки их успокоили:
-Не печальтесь, мы вам поможем, только вы должны стоять рядом с нами. Согласны?
- Согласны! Согласны!- закричали не певучие звуки.
Их назвали согласными.
Затем ученики перед зеркалом произносят п, т, к. Отмечают, что при произнесении
этих звуков воздух встречает препятствие в виде ……
Физминутка: “ Пила”.
Завизжала пила, зажужжала как пчела .Ж, ж, -треснула и встала -
начинай сначала.
- Задания каждому ребенку –определить общий звук. Как он образуется.
Ок-ос-ор, уп-ул-ум, ар-аш-ан, эт-эв-эк, эд-эж-эт, им-ис-ип.
- Задания каждому ребенку- определить какой звук чаще всего слышится в стихах Маршака
С. Я. Рассказать как он образуется.
4. Артикуляционная гимнастика.
5.Песенки по таблице Н. Зайцева.
6. Игра .Я назову слово, но последний звук съел Звукоедик - его я
простучу.
Назовите этот звук, расскажите как он образуется.
7. Задание. Назвать картинки так, чтобы мы услышали общий звук, как он
образуется.
8. Назвать первый звук в названиях картинок. Гласный или согласный.
Почему?
9. Игра “ Чего не стало”.
- Рефлексивно – оценочный этап.
- как произносятся гласные звуки?
- как мы узнаем согласный звук?
Желаем успеха!
|