Скачать приложения.
Дощкольный образовательный процесс и коррекционно-логопедическая работа органически взаимосвязаны; диагностика, коррекция и профилактика отклонений в речевом развитии становятся не самоцелью, а средством, способствующим воспитанию дошкольника. И поэтому конечной целью педагогов ДОУ остается всестороннее полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья.
Бесспорно, ключевые позиции в коррекционной работе принадлежат учителю – логопеду, который выполняет диагностическую, профилактическую, коррекционно – педагогическую, организационно-методическую, консультативную, координирующую, контрольно – оценочную и другие функции. Игнорирование хотя бы одной из них неизбежно приводит к дефициту других и снижению качества коррекционной работы в целом. Для реализации права каждого воспитанника детского сада “Василек” г. Норильска на получение помощи в коррекции имеющихся отклонений совместно с администрацией ДОУ мы приняли решение активизировать деятельность педагогов и разработали план мероприятий, направленных на повышение качества диагностико – профилактической работы по развитию речи.
№ пп |
Мероприятия |
сроки |
ответственные |
1 |
Результаты обследования воспитанников ДОУ (приложение №1) |
октябрь или при поступлении ребенка в ДОУ |
учитель - логопед |
2 |
Внесение результатов в листы экспресс – диагностики (приложение №4) |
октябрь - апрель |
учитель - логопед |
3 |
Речевые профили групп (приложение № 2). |
октябрь, май |
учитель - логопед |
4 |
Составление рекомендаций воспитателям общеразвивающих групп по результатам диагностико – профилактической работы -листы общих рекомендаций, (приложение №3) |
ежемесячно |
учитель – логопед, постоянно |
5 |
Ведение “Тетради практического материала по развитию речи и коррекции речевых нарушений детей” |
постоянно |
воспитатели |
6 |
Анализ результатов речевого обследования воспитанников ДОУ за месяц (учебный год), планирование дальнейшей работы с воспитателями |
ежемесячно, (ежегодно) |
заместитель заведующего по УВиМР |
7 |
Анализ планирования работы по развитию речи детей – проверка
- перспективного
- календарного планирования |
сентябрь – апрель
(ежемесячно) |
заместитель заведующего по УВиМР |
По результатам обследования (приложение №1) по программе ДОУ “Радуга” проводится собеседование с воспитателями групп, направленное на сбор информации о тех воспитанниках, у которых выявлен низкий уровень усвоения разделов программы. Внесение результатов в листы экспресс – диагностики позволяет планировать индивидуальную работу с каждым воспитанником с учетом его речевых нарушений (приложение №4). Речевые профили помогают педагогам распределить детей по IV условным группам и в соответствии с этим планировать работу в течение учебного года, достигая положительной динамики в речевом развитии каждой группы (приложение №2).
Использование в работе листов целевого назначения (общие рекомендации для педагогов общеразвивающих групп) позволяют учителю – логопеду и педагогам совместными усилиями достигать оптимальный уровень развития воспитанников. Здесь же педагоги дают объективный самоанализ выполненных рекомендаций (самооценка педагога) и специалист анализирует выполнение рекомендаций. Условные обозначения данной работы очень просты: кружок зеленого цвета – не отработано, синего– частично, красного– отработано полностью (приложение № 3). В листах отражаются такие задания, как: проработать консультацию; планировать и проводить игры и упражнения, приглашения на семинары, предложение ознакомиться с литературой и письменной консультацией и т.д.
Консультативный материал в “Тетради практического материала по развитию речи и коррекции речевых нарушений детей” адаптирован к нарушениям детей конкретных групп, что помогло педагогам снять трудности в подборе дидактического материала для индивидуальной работы с детьми, и позволило контролировать уровень усвоения программного материала по развитию речи.
Систематическое планирование работы по развитию речи педагогами всех возрастных групп в календарных планах позволяет им вести работу по формированию лексики, грамматического строя речи, развитию связной речи, уделять внимание формированию звуковой культуры речи детей и многому другому;
Анализ результатов речевого обследования воспитанников ДОУ за месяц (учебный год) показал, что педагоги в системе планируют работу по реализации задач развития речи детей. Планируются как коллективные, так и индивидуальные формы работы с детьми. Воспитатели отслеживают выполнение рекомендаций учителя – логопеда.
По результатам профилактического осмотра детей зам. УВиМР Т.И. Колесова в 2011 – 2012г отметила, что: “В нашем ДОУ увеличилась речевая норма, и практика работы показала, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно специалист включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей”. На протяжении 10 лет совместно с администрацией ДОУ мы стремимся к хорошим результатам. Сведения о проведении диагностико-профилактической работы в МБДОУ заверяются руководителем и подаются в Управление дошкольного и школьного образования Администрации г. Норильска.
Целенаправленная системная работа по развитию речи детей отражается в результатах диагностики речевого развития и готовности к обучению грамоте и письму подготовительных к школе групп. Из 54 детей, идущих в школу в 2011 – 2012 учебном году: высокий уровень - 16 детей, (31 %); средний уровень - 38 детей, (69 %), низкого уровня нет.
Ежегодно не менее 20%, а в 2009 – 2010г 45 % воспитанников после первого года обучения в группе компенсирующей направленности выпускаются в массовые школы; 98% детей, посещающих логопедический пункт ДОУ выпускаются с нормой речевого развития в гимназии, школы города. В среднем на 23% улучшились результаты развития речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста.
Желаем успехов!