|
Адаптация детей к условиям логопедической группы.
Гейс Е.В., Байдина О.В.,
учитель-логопед СП “МОУ Майская СОШ” Д/С № 7.
Проблема адаптации детей к детскому саду в раннем возрасте известна, описана
во многих работах, существуют рекомендации о том, как сделать её наиболее
безболезненной для ребёнка.
Но проблема адаптации детей к логопедической группе является не менее важной.
Чем быстрее пройдёт этап адаптации, тем быстрее и полноценнее начнётся
коррекционный процесс.
Переход детей в старшем возрасте в новую группу вызывает у них стресс. Им
непонятно почему они не могут ходить к своим друзьям, к любимым воспитателям. Многие
из них не осознают дефекты своей речи и поэтому не понимают, зачем нужны трудные
занятия по коррекции речи. В логопедической группе предъявляют особенные требования,
приходится адаптироваться к новым формам занятий.
Не облегчают работу логопеда и родители, которых приходится долго убеждать в
необходимости перехода в другую группу, объяснять им всю сложность речевого
нарушения. Часто тревога родителей передаётся и детям.
У многих детей процесс адаптации сопровождается рядом, хотя и временных, но
серьёзных нарушений поведения и общего состояния. В группу приходят дети, которые не
посещали ранее детский сад и только начинают привыкать к большому детскому
коллективу.
В своей практике мы столкнулись с необходимостью организовать работу в
сентябре – октябре так, чтобы сократить время адаптации детей, помочь максимально
быстро включиться в работу по коррекции речи, изменить отношение родителей к
требованиям логопедической группы, расширить знания о нарушении речи ребёнка.
К работе подключаются, кроме логопеда и воспитателя, специалисты методист и
родители. Мы составили примерный план работы в старшей логопедической группе для
детей с ОНР III – IV уровня и ФФНР.
Работа проходит интенсивно и по нескольким направлениям.
Форма работы и сроки |
Цель |
Литература |
Ответственные |
Диагностика
(сентябрь) |
Изучение нарушений речи. |
|
Логопед, специалист по физо, изо, музо. |
Слушание стихов и рассказов о речи
(1-2 неделя сентября) |
Вызвать желание и интерес детей к занятиям |
Е.Чарушин “Как мальчик Женя научился говорить букву Р”
С Михалков “Сашина каша” |
Логопед, воспитатель |
Знакомство с логопедическим кабинетом и игры по желанию детей
(1-2 неделя сентября) |
Вызвать положительные эмоции, снять застенчивость, вызвать желание общаться с
детьми и логопедом. |
Яркие нарядные игрушки, мячики, игрушки на дыхание, музыкальные игрушки. |
Логопед |
Совместные игры в группе
(1-2 неделя сентября)
С 3 недели сентября начинаются индивидуальные и групповые занятия. |
Снять тревогу, страх, застенчивость. |
“Давайте познакомимся”
“Мячик кидай, игрушку называй”
“Если нравится тебе, то делай так” и.т.д. |
Логопед, психолог |
Пальчиковые игры и самомассаж.
(3-4 неделя сентября, октябрь) |
Подготовка к сложной коррекционной работе.
|
|
Логопед, воспитатель |
Артикуляционные зарядки в интересной форме по широкой программе 2 раза в день
(3-4 неделя сентября, октябрь) |
Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков |
|
Логопед, воспитатель |
Для лучшего знакомства с детьми логопед вместе с воспитателем посещает семьи
детей, выясняет, чем увлекается ребёнок, чем любит заниматься в свободное время, кто
будет выполнять задания. Совместно с воспитателем планируется дальнейшая работа с
семьёй.
Форма работы и срок |
Цель |
Литература |
Ответственные |
Анкетирование (сентябрь) |
Уточнение анамнеза и дополнение знаний о ребёнке. |
|
Логопед |
Родительское собрание
(сентябрь) |
Познакомить семью с задачами работы в логопедической группе, требованиями к
выполнению заданий дома и.т.д. |
|
Методист д/с, воспитатель, логопед. |
Совместное развлечение “День открытых дверей” |
Экскурсия по группе для родителей. Совместные игры и чаепитие. |
Авторская разработка “В детский сад с удовольствием и радостью” |
Логопед, воспитатель |
Индивидуальные консультации для родителей.
(3-4 неделя октября)
Повторные консультации проходят в декабре. Их цель продемонстрировать
логопеду, как занимаются дома с ребёнком родители. |
Обучение проведению артикуляционных упражнений. Просветительская
деятельность. |
|
Логопед |
Оформление информационных стендов для родителей. Создание лекотеки. |
Отражение необходимой информации по итогам первых месяцев работы. |
|
Логопед, воспитатель |
Такая работа помогает детям и родителям быстрее адаптироваться к условиям и
требованиям логопедической группы, снять тревогу и сомнения у родителей, быстрее
перейти к этапу коррекции речи.
Желаем успехов! | |