Некоторые приёмы формирования речи на начальном этапе работы у неговорящих детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих церебральным параличом, в
условиях стационара (тяжелые и запущенные случаи).
Методические рекомендации. Из опыта работы
Голова И.И., логопед, НПЦ Детской психоневрологии.
Ребёнок находится в стационаре ограниченный период времени. Это влияет на
особенности коррекционной работы с данной категорией детей.
Работа над словами и простой фразой у больных ДЦП начинается с формирования
артикуляционного праксиса. Эта работа занимает большую часть занятия. В работе над
артикуляционным праксисом у детей-дизартриков (особенно у тяжелых больных) возможны
отступления от сложившихся в логопедии правил и порядка постановки
звуков. У детей с легкой формой дизартрии звуки ставятся по традиционным методикам.
В нашей практике мы начинаем занятие с массажа артикуляционной мускулатуры. Особенно
тщательно массажируются мышцы, необходимые для создания артикуляционного уклада.
В первую очередь ставятся те звуки, для которых существовала реальная двигательная
основа, т.е. полностью или частично сохранные произвольные движения приспосабливаются для
создания артикулем.
Для постановки звуков используются непроизвольные движения языка и губ. Так,
непроизвольное выбрасывание языка вперед можно использовать для постановки переднеязычных
звуков.
Для постановки звуков используются патологические позы органов артикуляции. В нашей
практике нам приходилось работать с детьми, у которых мы ставили шипящие звуки, в том
числе и аффрикат “ч” раньше свистящих, (т.е., сначала появлялись сложные звуки, а потом
уже более легкие). Это было обусловлено патологическим подъемом языка к верхним зубам.
У данной категории детей желательно согласные звуки ставить сразу в прямом открытом
слоге. Практически все звуки и слоги создаются при помощи рук логопеда, который
выстраивает траекторию и амплитуду движений, фиксирует мышцы в нужном положении. Часто
бывает так, что ребёнок уже начинает говорить слова и первые фразы, а логопед еще
помогает ему реализовывать некоторые артикуляционные уклады.
С появлением у ребенка нового речевого навыка желательно сразу его использовать в
работе. Например, научился ребёнок произносить звук “и” с помощью логопеда, следует
быстрее включить его в состав слова (и-ва, да-и), а также формировать на его основе
йотированные звуки. Появление любого нового звука или слова вызывает неподдельную радость
у детей и их родителей. И создает мотивацию к дальнейшей работе.
На одном занятии в работе могут быть использованы несколько звуков из одной группы и
разные звуки из разных групп.
Один и тот же согласный звук может находиться на разных стадиях произношения с разными
гласными звуками. Например, слог “са” ребёнок произносит самостоятельно, “со” -
пассивно-активно, “су” только с помощью логопеда. В то же время мягкие варианты данной
фонемы ребенку еще не доступны, так как требуется длительный период для подготовки мышц
артикуляционного аппарата.
У детей с выраженными проявлениями неврологической симптоматики в речевом аппарате не
всегда удается добиться абсолютно четкого произнесения звука. В таких случаях
автоматизируется доступный для ребенка фонетический вариант, в обязательном порядке
выполняющий смыслоразличительную функцию.
Работа над звуками всегда опирается на четкие фонетические образцы, произносимые
логопедом, к которым должен стремиться ребёнок, совершенствуя фонематический слух и
кинестетическое чувство.
В своей работе мы стараемся из имеющихся у ребёнка звуков и слогов создать глаголы
повелительного наклонения, например, “Дай!”, “На!”, “Пей!”. Эти слова-предложения можно
сразу использовать в речи, формируя коммуникативную функцию общения. Слова для больного
составляются на основе критериев фонетической доступности. Глагол, произнесенный
ребёнком, должен быть обыгран, чтобы больной понял его значение. Должна формироваться
связь между действием ребенка или взрослого и словесным обозначением действия.
На следующем этапе работы строится предложение из двух слов. Например, “Папа, дай”.
“Мама, на”. В процессе составления слов и предложений всегда используются карточки с
буквами и слогами для обозначения последовательности букв и слогов в слове.
В нашей работе мы использовали практические, наглядные и словесные методы.
Практические методы представлены долгими и упорными упражнениями, которые мы старались
проводить в игровой форме. Использование зеркала в процессе работы значительно улучшает
качество выполняемых артикуляционных упражнений, так как ребёнок может сам себя
контролировать. Словесные методы работы – это объяснение поставленной задачи,
подбадривание ребёнка в процессе работы и оценка нашего с ним труда. На занятиях всегда
присутствуют родители больного. Логопед обучает родителей некоторым приемам коррекционной
работы. Пациент получает задание, которое родители должны выполнять вместе с ребенком,
закрепляя достигнутый на занятии результат.
Желаем успехов!
|