Формирование вербальных и невербальных средств выразительности у дошкольников с речевыми
нарушениями.
Есина И.А., учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”, г. Саранск.
Процесс формирования выразительной устной речи дошкольников с речевыми
нарушениями с использованием невербальных средств проводится в три этапа: подготовительный,
основной, заключительный. Данные этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Мне бы
хотелось более подробно остановиться на подготовительном этапе, который проводится в течение
первого периода обучения и заключается во взаимодействии с родителями, детьми и педагогами
(воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре). Целью данного этапа
является: развитие интереса к выразительным средствам речи (вербальным и невербальным) у всех
субъектов образования.
1. Взаимодействие с родителями воспитанников.
Для успешной коррекционно-образовательной деятельности необходимо
поддерживать тесный контакт с семьёй ребёнка с учетом психологических особенностей ее членов и
динамики семейных отношений. В работе с родителями необходимо выбрать модель сотрудничества для
установления доверительных и доброжелательных взаимоотношений. Нужно сделать родителей, как
союзниками, так и грамотными помощниками педагогического процесса. Только тогда возникнут
позитивные изменения в характере детско-родительских отношений и стабильное продвижение детей в
речевом развитии.
Цель: активизировать родителей и привлечь их внимание к развитию речи
детей в целом и к выразительной устной речи в частности.
Задачи:
- установить доверительные партнёрские отношения с семьёй каждого
воспитанника, создать атмосферу общности интересов;
- вовлечь родителей в образовательный процесс в качестве активных
участников;
- развивать у родителей толерантность, терпимость, милосердие и
взаимоуважение к детям;
Работа с родителями предполагала проведение
информационно-просветительской деятельности с целью повышения интереса к вербальным и
невербальным средствам выразительности (выставки наглядно-демонстрационного материала, папки –
передвижки, педагогическая библиотека, информационные стенды, буклеты и бюллетени);
образовательной деятельности с целью ознакомления родителей с содержанием и основными методами
работы по формированию выразительной устной речи детей (семинары – практикумы, “круглый стол,
консультации и тематические встречи с целью обмена опытом по вопросам формирования выразительной
устной речи детей).
2. Коррекционно-педагогическая работа с детьми.
Цель: создание психологической атмосферы, стимулирующей к
раскрепощению детей; привлечение внимания детей к средствам вербальной и невербальной
выразительности.
Задачи:
- создать потребность к установлению положительных контактов с
окружающими взрослыми и детьми;
- повысить у детей интерес к общению и взаимодействию друг другом;
- обеспечить адекватное понимание вербальных и невербальных средств
оформления речевого высказывания;
Основные формы работы с детьми:
- индивидуальные занятия проводились с целью пробуждения интереса к
выразительным движениям тела и лица;
- фронтальные занятия проводились с целью пробуждения интереса к
вербальным средствам выразительности устной речи (антонимы, синонимы, тропы, фразеологизмы),
которые сопровождались образно – двигательными средствами выразительности (оптико – кинетические,
пара и экстралингвистические, тактильные).
3. Взаимодействие с педагогами:
воспитатели, музыкальный руководитель и инструктор
по физической культуре.
Педагоги должны быть знакомы с особенностями развития неоднородной
группы детей дошкольной образовательной организации, чтобы иметь возможность разобраться в
комплексе проблем ребенка и правильно интерпретировать рекомендации специалистов. Поэтому
необходимо в данный период обучения провести совместное обсуждение условий сотрудничества,
уточнение функциональных обязанностей каждого педагога, повышение качества и уровня
образовательных услуг, повышение уровня профессионального мастерства педагогов, а также
обсуждение предполагаемых результатов. Благодаря совместному планированию работы, в ходе которого
изучение и закрепление одного и того же материала осуществляется различными способами и разными
специалистами при соблюдении единства требование к детям, и реализуется активизация детей в
разных сферах деятельности.
Цель: раскрытие смысла и содержания работы по формированию
выразительной устной речи детей; повышение профессиональной компетентности педагогов по данной
проблеме;
Задачи:
- Повысить профессиональную компетентность в работе с нормально
развивающимися дошкольниками и с детьми ОВЗ;
- Повысить мотивационную готовность к сотрудничеству педагогов по развитию
выразительной устной речи детей.
- Обобщить опыт работы и расширить границы профессиональных интересов
педагогов по данной проблеме.
Наиболее приоритетными формами взаимодействия специалистов выступили
коллективные и индивидуальные формы работы.
Коллективные: Наглядно-просветительская работа (выставки
наглядно-демонстрационного материала; папки – передвижки; презентации; информационные стенды,
буклеты и бюллетени), образовательная работа (семинары – практикумы с целью ознакомления с
разнообразными дидактическими играми для развития выразительной речи детей; “круглый стол” с
целью совместного определения вопросов по формированию выразительной устной речи детей;
консультации с целью расширения представление об эффективности средств выразительности;
проведение открытых занятий с целью осознания роли выразительных средств в процессе речевого
взаимодействия; тематические собрания с целью обмена опытом работы в данном направлении).
Индивидуальные (опросы; анкетирование; индивидуальные консультации).
Таким образом, подготовительный этап процесса формирования выразительной
устной речи дошкольников с речевыми нарушениями способствовал повышению речевой и
образно-двигательной активности всех субъектов образования, усилению интереса к проблеме
вербальной и невербальной выразительности.
Желаем успехов!
|