Коррекционно-развивающая работа по формированию причинно-следственных
связей и закономерностей в явлениях природы, взаимосвязи и временной
последовательности происходящего в природе. Из опыта работы.
Тигиева Л.А., логопед МБДОУ № 64, г.Владикавказ.
Несмотря на то, что у детей с ОНР, в силу
определенных причин, очень трудно формируется понимание
причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы, мои
выпускники логопедических групп почти все хорошо ориентируются во временных
понятиях и знают поочередность месяцев. Это натолкнуло меня на мысль
поделиться опытом своей работы по этой теме.
При знакомстве детей с явлениями природы, мы
говорим, что нет четких границ между временами года. Чтобы детям легче было
понять, почему в конце весны и в начале осени дни могут быть похожи на
летние дни, а в начале весны и в конце осени не могут быть похожи на зиму,
я использую наглядную схему времен года и месяцев.
| «Схема времен года и месяцев.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
На этой схеме весна – зеленого цвета (зеленеет травка – появляются
листья), лето – красного цвета (красное – красивое), осень – желтого цвета
(листья желтеют), а зима – белого цвета. На схеме, где весна – в начале
есть белые точки, значит есть дни похожие на зиму, а в конце весны –
красные точки – есть дни похожие на лето. Но осени тоже: в начале есть
красные точки – дни похожие на лето, и в конце – белые точки – дни похожие
на зиму. Каждое время года делится на месяцы. Полный цикл – 12 месяцев
(год). Красная стрелка указывает на начало года.
Поочередность времен года закрепляется в игре с использованием
карточек разных цветов, соответствующих цвету времен года.
Проводится игра “Времена года - встаньте в ряд”.В игру играют
четверо детей. Каждому ребенку дается одна карточка. Дети должны
выстроиться в правильной последовательности времен года в зависимости от
того, какое время года логопед задаст стартовым.
Дидактическое пособие “Времена года и месяцы” используется как в
непосредственной образовательной деятельности, так и в совместных и
самостоятельных формах работы. Т.к. такая наглядная схема имеется и в
групповых комнатах, у детей усвоивших быстрее материал, есть возможность
научить своих сверстников. Это, в свою очередь, положительно влияет на
развитие коммуникативных способностей наших воспитанников. Практика
показывает, что дети хорошо запоминают первый и последний месяцы года, а
что бы закрепить и запомнить порядок других месяцев я использую
методический прием ассоциативных связей.
Весна – МАМ (Март-Апрель-Май). Весна
начинается с праздника для мам.
Лето – ИИА (Июнь-Июль-Август)
Игра-Игра-Арбузы.
Осень – СОН
(Сентябрь-Октябрь-Ноябрь) Природу клонит в сон.
Дети к выпуску с легкостью могут ответить на вопросы :
-Назови первый, второй, девятый, одиннадцатый … месяц года.
-Назови второй, третий месяц весны (зимы, лета, осени) и т.д.
Желаем успеха! |