|
Формирование выразительной устной речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Есина И.А., учитель-логопед МДОУ “Детский сад №127 комбинированного вида”,
г.Саранск.
Одной из важнейших задач государственной политики в области образования
является реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. Получение
качественного образования данной категории детей - одно из основных и значимых условий их
успешной социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной
самореализации в различных видах деятельности.
Одним из приоритетных направлений процесса обучения и воспитания в
дошкольной образовательной организации занимает речевое развитие как фактор успешного
приобретения знаний, развития всех психических функций, как основное средство общения и
самовыражения детей в разных видах деятельности. Речь не является врождённой способностью
человека, она формируется постепенно вместе с развитием человека. И чем раньше начинается речевое
обучение как нормально развивающихся дошкольников, так и детей с ОВЗ, тем больше возможностей для
прочного овладения разносторонними коммуникативными умениями, которые дают возможность ребенку
эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других.
Соответственно, речевое развитие играет особую роль в становлении и развитии личности ребенка с
ОВЗ. Это обеспечит адекватные условия и равные с нормально
развивающимися детьми возможности для получения дальнейшего образования. Важным условием
успешного включения ребенка в среду сверстников является хорошо
сформированная речевая функция, а именно выразительная устная речь.
Работа с выразительными средствами языка привлекает внимание детей к необычным
выражениям. Вместе с тем, владение средствами выразительности углубляет, делает тоньше
художественное восприятие литературных произведений, которое, включая элементы сознательного
отношения к тексту, сохраняет свой эмоционально непосредственный характер, т.е. остается подлинно
эстетическим восприятием, что, в свою очередь, влияет на развитие речи.
При формировании выразительной речи необходимо учитывать
её интегративного характера (т.е. использование как вербальных, так и невербальных
средств выразительности).
Невербальные средства выразительности (оптико – кинетические,
паралингвистические, экстралингвистические и т.д.) совместно с речевыми аспектами устной речи,
подчеркивают необходимые смысловые части речевого высказывания, усиливают оттенки эмоциональной
окраски слов, дополняют интонацию, иллюстрируют выраженную словами мысль и усиливают
эффективность социального взаимодействия дошкольников.
Развитие выразительной устной речи у детей с ограниченными возможностями
здоровья – это целенаправленная и последовательная работа педагогов дошкольной образовательной
организации. Так как дети сначала без необходимой подготовки понимают в буквальном смысле все,
что говорят взрослые. Дети чувствуют скрытый смысл отдельных образных
единиц, но не всегда могут это объяснить из-за недостаточной сформированности
словесно-логического мышления, низкой способности связно передавать свои мысли, а также бедности
словарного запаса.
Ребенка нужно учить понимать образность речи и воспринимать смысловую ее
сторону, т.е. показывать образцы выразительности в речи и заботиться о том, чтобы они не
только дошли до ребенка, но и вызвали у него ответные чувства. В процессе обучения дети
овладевают умением использовать в устной речи несложные образные описания, тропы, фразеологизмы,
а так же различные интонационные оттенки. Формирование выразительной устной речи имеет огромное
значение для развития связной речи в целом. Дети способны более глубоко осмысливать содержание
литературных произведений и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей
содержание, поэтому необходимость формирования выразительной устной речи возникает именно в
дошкольном возрасте.
Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются
произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые
фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки), которые положительно влияют
на понимание роли выразительных средств (тропов, фразеологизмов, синонимов, антонимов) в любом
художественном тексте.
Использование в обучении разнообразных дидактических и сюжетно-ролевых игр
оказывает благотворное влияние на развитие у детей эмоциональной лексики, которая способствует
более полной и точной характеристике своих и чужих чувств, эмоциональных состояний, а также
оценке происходящих событий. Огромным стимулом для развития и совершенствования выразительной
устной речи является театральная деятельность, которая создаёт такие условия, в которых каждый
ребенок может проявить свои эмоции, чувства, желания не стесняясь присутствия посторонних
слушателей. Постепенно, в устной речи детей формируется последовательность изложения мыслей,
интонационная выразительность, в самостоятельных высказываниях дети начинают использовать
различные невербальные средства выражения: мимику, пантомимику, разнообразные жесты и позы.
Образные движения могут выступать как сопровождающие речевое высказывание, как дополняющие его в
различных случаях и как самостоятельные единицы коммуникативной деятельности.
Таким образом, выразительная устная речь - это не только соблюдение норм
литературного языка, а так же умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии
с назначением и целью высказывания содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно.
Речь становится образной, непосредственной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к
языковому богатству, развивается умение использовать в речи самые разнообразные вербальные и
невербальные выразительные средства.
Желаем успеха! | |