|
Роль коррекционно-развивающих игр (КРИ) в логопедической работе с детьми (из
опыта работы).
Добрынина Э.Г.,
учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.
Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка.
Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на
дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс
обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном
формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление
различных нарушений.
В настоящее время достаточно большой процент детей, как в
детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет
выраженные отклонения в речевом развитии. На логопункт поступают дети с различными
видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую
речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями
психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает
ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.
По данным М.Гросс и У.Вильсон, трудности школьного обучения
детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный
(словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям
психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к
школе.
Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в
звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более
сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её
несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины
лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает
снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой
недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при
обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности:
мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и
т.д.
Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не
просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же
речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое
неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие
общего развития.
Из вышесказанного следует вывод: речь следует
формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с
развитием интеллекта.
Определяя содержание коррекционной работы, логопед
должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые
испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к
тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом
нейропсихологического подхода.
При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается
только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается
работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой
фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом
материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи.
Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным,
длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных
упражнений.
Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей
эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время
познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал,
на котором строятся занятия с детьми.
Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на
коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой
деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений.
Поэтому тему по самообразованию я выбрала “Коррекционно - развивающие игры в
логопедической работе с детьми”, не случайно, т.к. игра на логопедических занятиях
занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям,
повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого
недостатка.
Испытывая потребность в интересном речевом материале, я стала
подбирать и разрабатывать различные варианты КРИ, направленных на коррекцию
различных речевых недостатков, помогающих мне в работе и поддерживающих
благоприятную эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.
Опыт работы с использованием КРИ, примеры которых я хочу
привести ниже, позволяет сделать следующие выводы. КРИ дают возможность:
- Обеспечить психологический комфорт и развитие
эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
- Повысить речевую мотивацию;
- Компенсировать недостаточность фонематического
слуха;
- Повысить скорость запоминания и улучшить речевое
продуцирование;
- Активизировать и восстанавливать высшие психические
функции;
- Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания
большого количества речевого материала.
Таким образом, КРИ являются одним из наиболее
эффективных видов психо-речевой гимнастики
Чтобы КРИ на занятиях проходили с наибольшей
эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:
- игра должна проводится в неторопливом темпе, чтобы ребёнок
имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
- игра может быть частью логопедического занятия;
- игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент
соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное
оформление;
- в игре необходимо добиваться активного речевого участия
всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
- в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и
чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание,
поощрять детскую инициативу;
- в ходе игры логопед принимает непосредственное участие,
вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;
- в ходе игры должны учитываться психологические особенности
детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим
занятиям.
Приведу примеры КРИ, используемых на логопедических
занятиях:
- КРИ на автоматизацию звуков, осложнённые
лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный
характер, при этом их речевой материал максимально насыщен автоматизируемыми
звуками. В этих играх отражён один из важнейших принципов в логопедической работе
– имитационный: ребёнок сначала слышит (и видит модель) и повторяет речевые
стереотипы, потом повторяет их “к месту”, т.е. в свободной речи.
Игры “Что без чего не бывает?” на автоматизацию звука С;
“Измени словечко” на автоматизацию звука Ш;
“Что с чем?” на автоматизацию звука С;
Автоматизация звука С в КРИ “Что сделал Саня?”;
Автоматизация звука Ж в рифмованной миниатюре
“Жужжалка”;
Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре “Вот со
звуком
Р игра…”;
Автоматизация звука Ш в рифмованной миниатюре “Маша
шла”.
- “Дойди до флажка” – игры на автоматизацию звуков,
направленных на развитие лексической и звуковой стороны речи, обогащение и
классификацию словаря, навыки звукового анализа. Игры делают сами дети с
родителями.
- При работе над лексической стороной речи, направленных на
обогащение словаря используются различные игры на классификацию предметов: “4-й
лишний”, различные лото (“Собираем урожай”, “Инструменты”, “Транспорт”, “Одежда” и
др.) При помощи этих игр формируется предметная соотнесённость слова, обобщающая
функция слова (т.е. соотнесённость к группе подобных предметов).
В игре “Паронимы” отражается семантика слов, развивается
звуковой
анализ, наблюдательность, познавательная активность.
Сравниваются слова как по звуковому сходству, так и по смыслу.
Игры на упорядочение, группировку слов, вовлечённых в
какую-нибудь ситуацию (в кухне, спальне, магазине и др.) – например КРИ “Лиса и
лисёнок” (так же при этом автоматизируется звук С). В этих играх активизируются и
развиваются произносительные навыки.
- Для развития двигательных навыков артикуляционного аппарата
и мимики мы на занятиях используем различные игры - сказки о весёлом Язычке
(артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).
- Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный
речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание – используются на занятиях по
развитию звуковой стороны речи, при коррекции логоневроза.
- Развитие мелкой моторики – используются различные шнуровки,
мозаики, плетения и др.
- При постановке звуков используются игры, основанные на
звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: на что похож звук
“Ш” – спускается колесо, шипит змея, шуршит мышь, шумит лес, жарится яичница;
звук “Ж” - жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, пилит пила; звук “Л” -
летит высоко в небе самолёт, волк воет на луну; звук “Г” - гогочет гусь и т.
д.
- Использование игровых моментов и наглядности при
автоматизации слогов: “Слоговые дорожки” – жук, самолёт и парашютист, ёжик, буква
ходит в гости – эти упражнения помогают детям усваивать начальные навыки чтения, а
также упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
- Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых
звуков на наших занятиях используются различные игры-инсценировки. В играх –
диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры
требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребёнка в образ,
требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и
интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, страх, обиду и т.д..
Диалоги мы проводим и в виде различных игр, в ходе которых лексический материал
повторяется, закрепляется, и активизируется в свободной речи. Попутно уточняется и
расширяется значение слова, даётся представление о его переносном
значении.
- Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам
является важным этапом формирования связной речи (“Альма”, “Водолаз и акула”, “Как
медведь сам себя напугал” и др.). Серия картинок является планом или схемой
пересказа. По ним легче устанавливать последовательность действий. Составление
рассказа по сюжетной картинке – учимся сначала рассматривать картинку, отмечать
детали, то есть тренируем внимание и память. Картинка может использоваться для
закрепления знаний по определённой теме (например, “животные”, грамматические
темы). При обучении детей описательному рассказу подбирается наглядный материал,
отражающий жизненные наблюдения и впечатления детей. На занятиях ставится задача
закреплять знания детей в поделках, рисунках, которые затем ими обыгрываются и
обговариваются. Постановка познавательной цели повышает обучающую ценность речевых
упражнений и игр, так как связывает два вида деятельности – практическую и
речевую, закрепляя в рассказе результаты предметной деятельности детей.
- Кроссворды, головоломки, используемые на занятиях
активизируют умственную деятельность, внимание, переключаемость, стимулируют
работоспособность.
- Игровые моменты в начале занятия способствуют
сосредоточению и собранности детей, например, встречи со знакомыми сказочными
героями ( Мальвина и Буратино, Разбойник, Красная шапочка, Карлсон и др.) ставят
перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время
логопедического занятия.
- Для развития навыков звукового анализа и синтеза слов
используются игры “Подбери имя”, “Буратино дарит зверям подарки” (каждому зверю
подарок на ту же букву, что и сам зверёк). “Звуковые линейки” на определения
порядка букв в слове, определения места звука в слове.
- Весь речевой материал систематизирую в папки по группам
звуков, напечатанный мной на компьютере. Собираются папки: “Свистящие”, “Шипящие”,
“Соноры”, “Логопедическая копилка”, “Логопедические сказки-помощницы”, которые
помогают быстро найти нужный и интересный речевой материал в виде стихов, потешек,
чистоговорок, пересказов, речевых игр, сказок, которые могут быть использованы как
на занятии так и для закрепления дома. Песенки, потешки, считалки, загадки краткие
по форме, музыкально-ритмические вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают
ритмическую эмоцию, заинтересованность и активизацию на речевых занятиях. При
использовании этого материала я обращаю внимание на значение слов, на значение в
речи ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенностей голоса, правильного
использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения и
т.д.
Успешная логопедическая коррекция с использованием КРИ
способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.
Желаем успехов! | |