|
Поэтапно–перспективный план логопеда по коррекционно-речевой работе в подготовительной к школе группе “Малышок”.
Добрынина Э.Г., учитель-логопед высшей категории МОУ “Яйская ООШ № 3”, п.г.т. Яя, Кемеровской обл.
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог,
учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного образования. За короткий срок такие
дети должны получить максимальную помощь от учителей и специалистов. Учитель-логопед призван провести
квалифицированную диагностическую и профилактическую работу, по выявлению и предупреждению речевых недостатков у
будущих первоклассников. Представляю разработанный мною план работы по подготовке детей в школу.
Задачи.
- Осуществить общее логопедическое обследование для выявления уровня речевого развития детей подготовительной к школе группы, выявить детей с отклонениями речевого развития.
- Начать работу над формированием правильного звукопроизношения: познакомить с упражнениями артикуляционной гимнастики, правильной артикуляцией часто нарушаемых звуков и др.
- Восполнять пробелы в лексико-грамматическом строе речи детей.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.
- Развивать связную речь (умение использовать правильные предложения, давать полные ответы, развитие умения строить диалог др.)
- Пополнять, систематизировать и активизировать словарный запас, развивать практическое умение пользоваться им, начать знакомство со способами образования новых слов, учить подбору синонимов, антонимов и др.
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память, наблюдательность по отношению к языковым явлениям.
- Совершенствовать и стимулировать словесно-логическое мышление, умение мыслить, сравнивать и обобщать.
- Развивать способность к переключению, умению работать в определённом темпе.
- Развивать способность к запоминанию.
- Развивать и совершенствовать мелкую моторику пальцев, ручную умелость, общую моторику.
- Прививать навыки работы в коллективе, развивать дисциплинированность и аккуратность.
- Прививать навыки контроля за своей и чужой речью.
- Формировать положительную мотивацию к обучению в школе и будущим логопедическим занятиям.
период,
дата проведения занятий |
Работа над звуками (фонетика) и фонематическими процессами. |
Лексико-грамматическая тема |
Временные и пространственные представления. Стимуляция мышления, внимания, памяти. |
Работа над артикуляционной, пальчиковой и общей моторикой |
1. 15.01.11
(2 неделя января) |
Беседа о правильной красивой речи.
Общее логопедическое обследование детей.
Заполнение таблицы “Экран звукопроизношения”.
Сбор анамнестических данных у родителей.
Знакомство с частями артикуляционного аппарата.
|
Времена года.
Время года – Зима. |
времена года. |
Знакомство с названиями пальцев.
Мимическая гимнастика. |
2. 22.01.11
(3 неделя января) |
Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки С СЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Что с чем?”, “Что сделал Саня?”
|
Человек. Части тела. |
левая и правая сторона. Ориентировка в частях и сторонах тела. |
Знакомство с основным комплексом артикуляционной гимнастики.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок. |
3. 05.02.11
(1 неделя февраля) |
Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Свистящие звуки: звуки З ЗЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Комары” |
Транспорт. Правила дорожного движения.
|
стимуляция мышления: Игра “Чем?”
временные представления – сутки. |
Знакомство с комплексом артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, замок + колечки. |
4. 19.02.11
(3 неделя февраля) |
Свистящие звуки: звук Ц – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
Произнесение чистоговорок и стихов. |
Материалы и инструменты.
Профессии. |
стимуляция мышления: Игра “Что из чего сделано?”, “Кто?” (профессии, занятия) |
Комплекс артикуляционной гимнастики для свистящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки + кулак-ребро-ладонь |
5. 05.03. 11
(1 неделя марта) |
Логопедическое обследование вновь прибывших детей. Шипящие звуки: звук Ш – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Маша шла…”, “Измени словечко”
|
Мамин праздник.
Семья. |
стимуляция мышления: Игра “Сравним?”
Игра “Весёлый человечек”
временные представления: вчера – сегодня - завтра |
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь + лезгинка |
6. 19.03.11
(3 неделя марта) |
Шипящие звуки: звук Ж – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Жужжалка” (рифмованная миниатюра) |
Домашние животные, птицы, их детёныши. |
стимуляция мышления: Игра “Кто где живёт?”,
“Детёныши”
пространственные представления – перед-зад, верх-низ, стороны. |
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка + ухо-нос-хлопок |
7. 02.04.11
(5 неделя марта) |
Шипящие звуки: звук Ч – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Назови ласково” |
Весна.
Календарь.
Дикие животные весной. |
стимуляция мышления: Игра “Противоположности”
временные представления – месяцы года |
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок + пианино |
8. 16.04.11
(2 неделя апреля) |
Шипящие звуки: звук Щ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звука. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Четвёртый лишний” |
Дом. Посуда. Продукты питания. Мебель. |
стимуляция мышления: Игра “Догадайтесь”,
“Обобщение” (вид, род)
временные представления: дни недели |
Комплекс артикуляционной гимнастики для шипящих звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино + цепочка |
9. 30.04.11
(4 неделя апреля) |
Соноры. Звуки Л ЛЬ– знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
игра “Загадки” |
Возвращение перелётных птиц. Насекомые. |
стимуляция мышления: Игра “Умозаключения” |
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино, цепочка +лягушка |
10. 14.05.11
(2 неделя мая) |
Соноры. Звуки Р РЬ – знакомство с правильной артикуляцией. Характеристика звуков. Звукоподражание. Выделение звука из слов - упражнения на фонематический анализ и слух. Произношение слогов, слоговых цепочек, слов, придумывание слов со звуками занятия и др.
КРИ “Рифмованная миниатюра”, “Доскажи словечко”. Скороговорки. |
Животные жарких стран. |
стимуляция мышления: Игра “В кого я хочу превратиться?”,
“Верно или не верно?” (суждения) |
Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков.
Пальчиковые игры и упражнения: палец-указка, коза, зайчики, флажок, лодочка, очки, колечки, кулак-ребро-ладонь, лезгинка, ухо-нос-хлопок, пианино, цепочка, лягушка |
11. 28.05.11
(4 неделя мая) |
Родительское собрание. Беседа “Готовность ребёнка в школу. Речевые особенности детей 6-7 летнего возраста” |
|
|
|
Используемая литература.
- Е.В. Колесникова Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет. - М: ЮВЕНТА, 20002. -96 с.
- Н.В. Нищева Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР - СПб, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 -528 с.
- Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичёва. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург, АРД ЛТД, 1999. – 216 с.
- А.И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребёнок. Пособие для воспитателей и родителей для занятий с детьми от рождения до 7 лет - М., Мозаика-синтез, 2006 - 152 с.
- Е.П. Пименова Пальчиковые игры - Ростов-на-Дону, Феникс, 2007 - 222 с.
- А.Е. Белая, В.И. Миляева. Пальчиковые игры. - М., Аст, Астрель, 2003. - 46 с.
- А.И. Максаков, Г. А. Туманова. Учите, играя. - М., Просвещение, 1983. – 144 с.
- Л.П. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь говорить правильно. Часть 1. - М., Просвещение,1993. – 224 с.
- Ж.М. Флерова Логопедия - Ростов н/Д, Феникс, 2001 - 320 с.
- О.В. Епифанова Автоматизация шипящих звуков - Волгоград , Экстремум, 2006 - 256 с.
- М.Мальцева, В.Костыгина Мой логопедический альбом - Ярославль. Академия развития, Академия Холдинг, 2001 - 48с.
- О.А. Новиковская Логопедическая грамматика для малышей. Пособие для занятий с детьми 4 – 6 лет. - СПб.; КОРОНА принт,2004 - 80 с.
- З.Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - С-Петербург, Детство-Пресс, 2004. – 160 с.
- О.И. Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - С-Петербург, Регата, Литера, 2001. – 287 с.
- Т.Г. Любимова Подумай и ответь. Задания по формированию понятийного аппарата у детей. - Чебоксары, изд. Клио, 1997. - 52 с.
Желаем успеха!
| |