Конспект занятия "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях"
Трофимова Н.Н.
Учитель-логопед, МАДОУ ЦРР - д/с № 116
Цель: учить дифференцировать звуки [с] и [ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи. Коррекционно-обучающие: -уточнение и сравнение артикуляции звуков С- Ш; закреплять умение правильного произношения их в речи, дифференцировать их в словах, словосочетаниях, предложениях; продолжать учить делить слова на слоги; учить согласовывать прилагательные с существительными, учить строить фразу. Коррекционно-развивающие: - развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мелкую моторику, внимание, память. Коррекционно-воспитывающие: - воспитание заботливого и внимательного отношения к людям, самоконтроля. Оборудование: -предметные картинки для дифференциации звуков С и Ш в словах и предложениях. Организационный момент (создание положительной мотивации к занятию). Игровое упражнение «Четвертый лишний» Выделение лишнего слова: апельсин, абрикос, ананас, улитка. -Почему улитка лишнее слово? Какие гласные звуки ты знаешь? -А какие еще есть звуки? Почему они называются согласными? Основная часть. 1.Сообщение темы. -Мне пришло письмо от Сони и Шурика. В своем письме они просят о помощи. Злая колдунья заколдовала юную принцессу, превратив ее в старуху. И чтобы помочь ей нам надо выполнить задания. Поможем? 2.Выделение первого звука в словах. -Скажи, какой первый звук ты слышишь в словах «Соня» и «Шурик». -Сегодня мы поучимся различать звуки С и Ш в слогах, словах, предложениях. 3.Уточнение артикуляции. Сравнительная характеристика звуков С и Ш. -Звуки С и Ш какие они? [С] - согласный, твёрдый, глухой. [Ш] - согласный, твёрдый, глухой. 4.Игровое упражнение «Повтори». -Слушай внимательно, повторяй старательно. СА-СА-СА. ША-ША-ША. СА-ША-ША. ША-СА-СА. 5.Выделение звуков С и Ш из ряда других звуков. -Подними символ (круга) если услышишь звук С и символ (прямоугольника) если услышишь звук Ш. -с, м, а, ш, с, н, о, ш, ш, с, и т.д. 6.Отгадывание слов с пропущенными звуками. -На столе лежат картинки нужно внимательно прослушать слово с пропущенным звуком и найти нужную картинку. (..апка,…уба,..умка,..ова,..ахматы,..каф.) 7.Деление слов на слоги. -Разложи картинки правильно, в паровозик с одним окошком картинки в название которых один слог. В паровозик с двумя окошками картинки в название которых два слога и т.д. (кукушка, кошка, шар, подушка, сова, ананас, суп, посуда, сумка). 8.Игровое упражнение «Найди пару». -Нужно найти пару картинок на звуки С и Ш, которые объединяются одной лексической темой. Стол-шкаф, Сандалии-шлепанцы, Шарф-сарафан, Стрекоза-шмель. 9.Игровое упражнение «Выдели слово». -Найди картинку в название которой можно услышать звук С и обведи фломастером .Затем найди картинку в название которой можно услышать звук Ш и обведи фломастером эту картинку. 10.Отгадывание загадки. Подбор слов признаков и слов действий к отгадке загадки. «У порога плачет, когти прячет, Тихо в комнату войдет, Замурлычет, запоет». (Кошка). -Скажи, какая кошка? Подбери слова признаки в название которых есть звуки С и Ш.(пушистая, смешная, шустрая, большая.) -Скажи, что кошка может делать? Подбери слова действия, в название которых можно услышать звуки С и Ш.(спит, кушает, ест, шумит, шалит.) 11.Согласование существительных с прилагательными. -Мы сказали кошка пушистая, а кто может быть пушистый, пушистое, пушистые? Подбери картинки.(снег, одеяло, зайчики). -Еще мы говорили, что кошка смешная. А кто может быть смешной, смешное, смешные? Подбери картинки и назови фразу.(гном, кино, клоуны). 12.Анализ с синтез слов «суп», «шум». -Все кошки любят молочный суп, составь схему слова «суп». Раздор схемы. Назвать первый (второй, третий) звук. Дать характеристику, определить количество звуков и слогов в слове. -Когда кошка сытая она начинает играть, бегать, шалить и создает …. -Угадай, какое слово получится, если в слове «суп» первый звук мы заменим на звук Ш, а последний звук в слове «суп» мы заменим на звук М.(шум) Анализ и синтез слова «шум».Разбор схемы слова. 13.Выделение слов на звуки С и Ш из текста. Пересказ рассказа с использованием картинок к тексту. -Послушай рассказ и потом назови попробуй назвать все слова на звуки С и Ш. «У Саши живет кошка Муся. У Муси длинные усы. Она ловит мышей. Мышки убегают от Муси. Кошка Муся большая, смышленая, она догоняет мышек». -Попробуй сама пересказать рассказ. 14.Итог занятия. -Мы выполнили много заданий и теперь я думаю нам удалось помочь Соне и Шурику. Давай взглянем на фото заколдованной принцессы. -Чары рассеяны мы справились! -Какие звуки мы учились сегодня различать в слогах, словах, предложениях?
differentsiatsija_zvukov_s_i_sh_v_slogakh_slovakh_predlozhenijakh.jpg
Желаем успехов!
|