Дифференциация согласных. Обозначение мягкости согласных.
Авакян С.В.
учитель-логопед, ГБУ ГППЦ ДОгМ ТОЛомоносовское
Здравствуйте коллеги! Провожу ряд занятий на очень важную тему о том, как звучит согласный; обозначение мягкости согласных гласными второго ряда и при помощи «ь». Хочу поделиться одним из своих заключительных занятий из этой серии: как привить нашим детям умение писать «ь» там, где он нужен. Буду рада быть полезной. Спасибо Учителю – Ефименковой Л.Н. Тема. Дифференциация согласных. Обозначение мягкости согласных. Цели. 1. Закреплять умение соотносить твердое и мягкое звучание согласного с последующей гласной. 2. Закреплять навык обозначения мягкости согласных гласными второго ряда и мягким знаком. 3. Развивать слуховую и зрительную память. Ход занятия. Орг. момент. Сегодня мы еще раз поговорим о том, как обозначается на письме мягкое звучание согласного. На доске слова: халат, шляпа, лужа, грива, крупа, зеркало, просо, полет. Логопед. Прочитайте. Запишите в два столбика: в первый – слова, в которых все согласные звучат твердо; во второй – слова, в которых согласные звучат и твердо и мягко. Прочитайте слова второго столбика. Скажите какой согласный звучит мягко и почему. Логопед. Назову животных, которых дрессируют в цирке: Слон, медведь, тигр, лошадь, лев, голубь, страус, пудель. Слушайте как звучит последний согласный в слове. Поднимите нужную карточку (зеленую). Повтори слово. А как на письме обозначим мягкое звучание согласного? Вспомните и запишите эти слова.(Коля, какие слова вспомнил? Прочитай.) Картинки (пособие Ефименковой Л.Н.): деньги, пальто, вилка, тапки, льдина, доска, Ольга, больной. Логопед. Рассмотри картинки. Прочитай слова и скажи, в каких словах надо писать мягкий знак и почему. Переверните листы. Вспомните и запишите слова в два столбика: в первый – слова, в которых нужен «ь», во второй – слова, в которых не нужен «ь». Логопед. Отгадайте загадки. 1. Твои помощники – взгляни – десяток дружных братьев. Как славно жить, когда они работы не боятся. И, как хороший мальчик, послушен каждый… (пальчик). 2. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском, Голова и восемь ног, вот и весь я…(осьминог). Запишите отгадки. Подчеркните мягко звучащий согласный с мягким знаком соответствующим цветом. Логопед. Чему научились на занятии?
Желаем успехов!
|