ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

return_links(3); ?>

Природа Карелии

Открытое логопедическое занятие с учащимися 2-3 класса с использованием ИКТ “Дифференциация гласных звуков [И] – [Ы] и букв И - Ы. Обозначение мягкости и твердости согласных с помощью гласных И – Ы.

Манджавидзе Т.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории, г. Новосибирск.

Презентация Дифференциация гласных звуков И–Ы и букв И - 

Ы.

«Презентация Дифференциация гласных звуков И–Ы и букв И - Ы.»
Нажмите на рисунок, чтобы увеличить

 

  • Скачать презентацию к занятию.

    Занятие предназначено для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, а также стойкий дефект смягчения согласных, выраженный в нарушении дифференциации твердых и мягких согласных в устной и письменной речи.

    Цели:

    • Учить различать парные гласные звуки /И/ и /Ы/ по их акустическим и артикуляционным признакам в словах, словосочетаниях, фразах.
    • Закрепить знания о твердости и мягкости согласных перед гласными Ы, И.
    • Закрепить звукобуквенные связи.
    • Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и синтеза.
    • Тренировать в словообразовании, словоизменении, развивать лексику, орфографическую зоркость, навыки самоконтроля.
    • Развивать внимание, память, мышление, зрительно-моторную координацию.
    • Совершенствовать логические процессы, навыки чтения и письма.

    Оборудование: зеркала; слова-паронимы на карточках, карточки с буквами ы, и; картинки на которых изображены предметы, на которые похожи эти буквы; карточки для индивидуальной работы со словами, зашифрованные пословицы; орфографический словарь; ручки; карандаши красного, синего, зелёного цвета, компьютер с ИКТ презентацией.

     

     

     

    Этапы урока

    Ход занятия

    Деятельность

    Учителя-логопеда

    Деятельность учеников

    I. Организационный

    этап

         
     

    1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового материала. Создание положительного настроя на учение.

    (Слайд № 1)

    Логопед читает стихотворение:

    - Прозвенел для нас звонок,

    Начинается урок.

    На занятии не зевайте,

    Время даром не теряйте,

    Чётко, внятно отвечайте.

    Дети внимательно слушают стоя.

     

    2. Упражнения на перекрестную ориентировку (схема тела). Развитие лексики: предлоги, части тела.

    (стулья отодвинуты от стола).

    -Исходное положение: руки висят вдоль тела;

    - возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;

    - правую руку на голову, левую - за голову;

    - левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо;

    (сели)

    - левую руку положите на правую коленку, а правой рукой закройте левый глаз.

    - Хорошо. Молодцы. Придвинули стулья.

    - Памятки о соблюдении индивидуальных речевых правил (на доске)

    Дети выполняют заданные движения.

    II. Основной этап

         
     

    3. Знакомство с темой занятия.

    Развитие смекалки, мышления, чувства ритма.

    Расширение пассивного и активного словаря.

    - А сейчас послушайте, пожалуйста, две стихотворные строчки и добавьте в каждой недостающее слово (в рифму):

    - И я там был, мёд-пиво…….

    - Голодный, злой волчище был,

    И оттого протяжно…………

    - Назовите второй звук в каждом из этих слов.

    Дети слушают и добавляют два слова:

     

    - ПИЛ

     

    - ВЫЛ

    - /И/, /Ы/

     

    4. Определение темы занятия.

    (Слайд № 2)

    - Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки /И/,/Ы/ по их признакам;

    (Слайд № 3)

    - закрепим знания о мягкости и твердости согласных перед гласными И, Ы;

    - вспомним символы-буквы, которыми обозначаются эти звуки, закрепим звукобуквенные связи;

    - потренируемся в образовании и изменении слов;

    - поработаем над развитием внимания, памяти, орф. Зоркости, словаря, вспомним некоторые пословицы и.т.д.

    (запись темы, даты занятия на доске и в тетрадях)

     

     

     

    5. Характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков /И/ и / Ы/

    Произнесем вместе длительно: ЫЫЫЫЫ….., потом ИИИИИИ…..

    - Какие оба эти звука: гласные или согласные?

    - Почему вы считаете, что это гласные?

    - Похожи они по звучанию?

    - А чем они отличаются? Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы, зубы.

    - /И/ - кончик языка у зубов, губы сильно улыбаются; (Слайд №4)

    - /Ы/ - кончик языка отодвинут от зубов, глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута вперед, губы чуть-чуть улыбаются.

    (слайд № 5)

    - Узнайте изолированные звуки по моему беззвучному артикулированию.

     

     

    - Гласные.

    - Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык).

    -Да.

    Дети закрывают глаза и произносят сопряжено с логопедом.

     

     

     

     

     

    Дети угадывают, называют звуки. делают вывод о различиях в артикуляции /Ы/ и /И/.

     

    6. Связь звуков с буквами.

    Буква И (Слайд № 6)

    - На что похожа буква? (стихи о букве И). Логопед напоминает и потом следит за интонацией при чтении.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Буква Ы (Слайд № 7)

    (стихи о букве Ы)

     

     

     

     

     

    - Из скольких элементов состоит печатная буква Ы? Письменная?

    - А буква И?

    - Чем похожи буквы?

    - Чем отличаются?

    Дети читают стихотворения: (по очереди)

    На калитку посмотри.

    Чем она не буква …(дети хором: И)?

    Между двух прямых досок

    Одна легла наискосок.

    Молоток я раздобыл,

    Из дощечек букву сбил.

    Сколько здесь дощечек?

    (дети хором: ТРИ)

    А какая буква? (дети хором: И!)

    Вот топор, полено рядом.

    Получилось то, что надо:

    Получилась буква……(Ы)

    Все мы знать её должны!

    -Ты худой, а я – толстяк!

    -Ешь почаще натощак!

    -3-х.

    - 3-х.

    - У обеих букв есть по 2 вертикальные палочки.

    - Вывод: у буквы Ы – петля, а у буквы И – перекладина наискосок.

     

    7. Развитие зрительного внимания на образ буквы

    Игра “Найди правильную букву”.

    (Слайд № 8)

    Дети обводят на карточках буквы И и Ы, которые написаны правильно.

     

    8. Развитие слухового внимания и восприятия на материале слогов, слов, фраз. Игры “Скажи наоборот”, “Попугай”

    А) “Игра “Попугай”

    - повторить за мной слоги и слова:

    МЫ-МИ-МЫ- высокие холмы

    НИ-НЫ-НИ – поскорей усни

    ЛЫ-ЛИ-ЛЫ – новые столы

    РИ-РИ-РЫ – закусали комары

    СИ-СЫ-СЫ – заплели мне косы

    Б) Игра “Наоборот” (с мячом).

    - Я называю слоги с гласной /Ы/, а вы заменяете её на /И/.

    ПЫ, ВЫ, ЛЫ, СПЫ, РВЫ, КРЫ, ГЛЫ, СКЫ, ЛНЫ

    - как звучали согласные в моих слогах?

    - А у вас?

    - Какой звук дает мягкость согласному? /И/ или /Ы/? Сделайте вывод.

    (Слайд № 9)

    В) Игра “Сигнальщик”.

    - Взяли зеленые и синие фонарики (мягкие согласные обозначаем в схемах зеленым цветом, а твердые – синим), сигналим на наличие твердых и мягких согласных в словах (Слайд № 10) (ЛИСА, СЫЧ, РЫСЬ, ТИГР, МЫШЬ, КРЫСА)

    - Какая картинка лишняя?

    Дети повторяют по очереди.

     

     

     

     

     

     

     

     

    ПИ, ВИ, ЛИ,……. И.т.д.

    - Твердо.

    - Мягко.

    Вывод: гласный звук /И/ смягчает согласный, стоящий перед ним.

    Дети смотрят на картинки, называют их и “сигналят”.

     

     

     

     

     

    - Сыч – это птица.

     

    9. Дифференциация /Ы-И/ в словах. Работа в группах со словами-паронимами.

    (карточки слов)

    - предлагаю поиграть в игру “Найди похожее слово”. На столе карточки со словами. Первая команда выбирает слова с буквой Ы , вторая с буквой И. (разбирают карточки)

    - Первая команда начинает читать 1-е слово, вторая подбирает у себя слово, похожее на первое, но отличающееся от него одной буквой (попутно поясняются значения слов). Например: из трубы идет много ДЫМА. Мальчика зовут ДИМА.

    - Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И?

     

     

     

     

    БЫЛ – БИЛ, ВЫЛ – ВИЛ, МЫШКА – МИШКА, МЫЛ – МИЛ, ЗАБЫЛ - ЗАБИЛ, КОСЫ – КОСИ, ДАРЫ – ДАРИ, ЦВЕТЫ – ЦВЕТИ.

     

     

    ВЫВОД: замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова.

     

    11. Употребление существительных в форме множественного числа, развитие навыка словоизменения. Игра “Один – много”

    (карточки)

    - Прочесть и дописать слова, вставив пропущенные буквы И, Ы. Подчеркнуть эти буквы красным цветом, а согласные перед ними синим или зелёным.

    - Назовите одним словом. Это….

    - На какие 2 гр. можно разделить этих птиц?

    - Каких зимующих птиц вы знаете? Перелетных?

    - Почему они так называются?

    - А какая птица не может летать?

    СКВОРЦ…, ЛАСТОЧК…, ГРАЧ…, СИНИЦ…, СНЕГИР…, АИСТ…, КУКУШК…, КЛЕСТ…, СТРИЖ…, СВИРИСТЕЛ…, ДРОЗД…, СОВ…, ЩЕГЛ…, ПИНГВИН…

    - Птицы.

    - Зимующие и перелетные.

    ….

    …..

    ….

    - Пингвин.

     

    12.

    - Скажите, есть ли слова, в которых буква Ы стоит в начале слова?

    - Звук Ы никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.

    (Слайд № 11)

    -Ы на вид весьма сурова,

    -Но характером скромна:

    -Никогда в начале слова

    -Не становится она.

    - Нет таких слов. (Словарь – убедиться!)

     

     

     

     

     

     

     

    13. Дифференциация /Ы-И/ в словах.

     

    А) Подбор предмета к признакам.

    (Слайд № 12)

    - Найти и записать общее название для данных слов. Подчеркнуть мягкие и твердые согласные.

    Б) Развитие логики.

    (карточки, слайд)

    (Слайд № 13)

    - прочесть, подчеркнуть два слова из скобок, которые являются главными для слова перед скобками (карточки, слайд).

     

    - называют и записывают слова.

     

    14. Дифференциация /Ы- И/ в словосочетаниях.

    (карточки, слайд)

    - Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях (Слайд № 14) Картинки вам помогут.

    - Прочтите правильно. Запишите полученные словосочетания.

    - Какое правило мы применим при написании слов “пушинки, ландыши, малыши….” ?

    Записать, подчеркнуть И, Ы красным цветом, а согласные перед ними синим и зелёным.

    - Проверьте себя (Слайд 15)

    БЕЛЫЕ ПУШИНКИ, ДУШИСТЫЕ ЛАНДЫШИ, ОСТРЫЕ КЛЫКИ, ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ, ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ, ВЕСЁЛЫЕ КАНИКУЛЫ

    - ЖИ – ШИ пишем с буквой И.

     

     

     

    (самопроверка)

     

    15. Дифференциация /Ы-И/ во фразе.

    (Работа в парах по 2 человека)

    - Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку;

    - Расширение поля зрения;

    -

    - А сейчас разделимся на пары. Задание первой паре:

    Зашифрована пословица. Необходимо найти нужные буквы, используя план. Каждая стрелка обозначает 1 слово.

    (Слайд № 16, карточка)

    Запишите эту пословицу, подчеркните твердые и мягкие согласные перед буквами И, Ы. Попробуйте объяснить, какой смысл в ней заложен.

    (Логопед кратко рассказывает о пословицах, их значении. Помогает объяснить смысл данной пословицы)

    Задание второй паре (более сильные дети): лабиринт со спрятанной пословицей:

    - Помоги рыбке попасть в море и прочти и запиши пословицу, подчеркни мягкие-твердые согласные. (карточка, Слайд № 17, карточка)

    - Проверьте себя (Слайд № 18)

    - Проверьте себя. (Слайд № 19)

    - О чем эта пословица? Посмотрите на картинки внизу, они вам помогут.

     

    ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ.

    III . Заключительный этап

    16.Уточнить, проанализировать полученные знания

    - Наше занятие подошло к концу.

    - Что мы учились делать сегодня?

    - А зачем нам их различать?

    - Скажите, с какими согласными “дружит” гласная И, а с какими Ы.

    (Слайд № 20)

    - Придумайте два слова по картинке, чтобы они различались только гласными И, Ы.

    - Вот, чтобы у нас МИШКА не превратился в МЫШКУ мы и должны их различать.

    - В качестве ДЗ вам предлагается ещё один лабиринт со спрятанной пословицей (карточка). Найдите её, запишите, подчеркните буквы нашего занятия. Постарайтесь объяснить смысл этой пословицы: буквальный и переносный. А родители вам помогут.

    -Учились различать звуки, буквы Ы,И.

    - Чтобы правильно писать и читать.

    - Гласная И “дружит” с мягкими согласными. Гласная Ы с твёрдыми согласными.

    - МИШКА - МЫШКА

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    17. Рефлексия

    - Кому, какое задание понравилось?

    - Как бы вы оценили свою работу, свою речь?

    - Все работали хорошо,

    всем спасибо, урок

    закончен.

    Называют понравившиеся задания.

    Дают самооценку.

    Желаем успеха!

  •  

    Используйте в своей работе готовые видеоуроки по лексическим темам!

    Поиск специалистов.

    Россия:
      Другие страны:
    А Б В Г Д Е Ё Ж 
    З И Й К Л М Н О 
    П Р С Т У Ф Х Ц 
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    return_links(); ?>

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service