|
Открытое логопедическое занятие с учащимися 2-3 класса с использованием ИКТ
“Дифференциация гласных звуков [И] – [Ы] и букв И - Ы. Обозначение мягкости и твердости
согласных с помощью гласных И – Ы.
Манджавидзе Т.А., учитель-логопед высшей квалификационной категории, г.
Новосибирск.
|
«Презентация Дифференциация гласных звуков И–Ы и букв И -
Ы.» Нажмите на рисунок, чтобы увеличить |
Скачать
презентацию к занятию.
Занятие предназначено для учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные
общим недоразвитием речи, а также стойкий дефект смягчения согласных, выраженный в нарушении
дифференциации твердых и мягких согласных в устной и письменной речи.
Цели:
- Учить различать парные гласные звуки /И/ и /Ы/ по их акустическим
и артикуляционным признакам в словах, словосочетаниях, фразах.
- Закрепить знания о твердости и мягкости согласных перед гласными Ы,
И.
- Закрепить звукобуквенные связи.
- Развивать фонематическое восприятие, навыки звукового анализа и
синтеза.
- Тренировать в словообразовании, словоизменении, развивать лексику,
орфографическую зоркость, навыки самоконтроля.
- Развивать внимание, память, мышление, зрительно-моторную
координацию.
- Совершенствовать логические процессы, навыки чтения и
письма.
Оборудование: зеркала; слова-паронимы на карточках, карточки с буквами
ы, и; картинки на которых изображены предметы, на которые похожи эти буквы;
карточки для индивидуальной работы со словами, зашифрованные пословицы; орфографический
словарь; ручки; карандаши красного, синего, зелёного цвета, компьютер с ИКТ
презентацией.
Этапы урока |
Ход занятия |
Деятельность
Учителя-логопеда |
Деятельность учеников |
I . Организационный
этап |
|
|
|
|
1. Мобилизация внимания. Пробуждение интереса к познанию нового
материала. Создание положительного настроя на учение.
|
(Слайд № 1)
Логопед читает стихотворение:
- Прозвенел для нас звонок,
Начинается урок.
На занятии не зевайте,
Время даром не теряйте,
Чётко, внятно отвечайте. |
Дети внимательно слушают стоя. |
|
2. Упражнения на перекрестную ориентировку (схема тела). Развитие
лексики: предлоги, части тела. |
(стулья отодвинуты от стола).
-Исходное положение: руки висят вдоль тела;
- возьмитесь правой рукой за левое ухо, а левую руку поставьте на пояс;
- правую руку на голову, левую - за голову;
- левой рукой покажите правый локоть, а кисть правой руки положите на левое плечо;
(сели)
- левую руку положите на правую коленку, а правой рукой закройте левый глаз.
- Хорошо. Молодцы. Придвинули стулья.
- Памятки о соблюдении индивидуальных речевых правил (на доске) |
Дети выполняют заданные движения. |
II . Основной этап
|
|
|
|
|
3. Знакомство с темой занятия.
Развитие смекалки, мышления, чувства ритма.
Расширение пассивного и активного словаря. |
- А сейчас послушайте, пожалуйста, две стихотворные строчки и добавьте в
каждой недостающее слово (в рифму):
- И я там был, мёд-пиво…….
- Голодный, злой волчище был,
И оттого протяжно…………
- Назовите второй звук в каждом из этих слов. |
Дети слушают и добавляют два слова:
- ПИЛ
- ВЫЛ
- /И/, /Ы/ |
|
4. Определение темы занятия. |
(Слайд № 2)
- Сегодня мы с вами будем учиться различать звуки /И/,/Ы/ по их признакам;
(Слайд № 3)
- закрепим знания о мягкости и твердости согласных перед гласными И, Ы;
- вспомним символы-буквы, которыми обозначаются эти звуки, закрепим звукобуквенные
связи;
- потренируемся в образовании и изменении слов;
- поработаем над развитием внимания, памяти, орф. Зоркости, словаря, вспомним некоторые
пословицы и.т.д.
(запись темы, даты занятия на доске и в тетрадях) |
|
|
5. Характеристика звуков. Закрепление норм артикуляции звуков /И/
и / Ы/
|
Произнесем вместе длительно: ЫЫЫЫЫ….., потом ИИИИИИ…..
- Какие оба эти звука: гласные или согласные?
- Почему вы считаете, что это гласные?
- Похожи они по звучанию?
- А чем они отличаются? Закроем глаза и понаблюдаем, в каком положении будет язык, губы,
зубы.
- /И/ - кончик языка у зубов, губы сильно улыбаются; (Слайд №4)
- /Ы/ - кончик языка отодвинут от зубов, глубоко во рту, нижняя челюсть слегка выдвинута
вперед, губы чуть-чуть улыбаются.
(слайд № 5)
- Узнайте изолированные звуки по моему беззвучному артикулированию.
|
- Гласные.
- Их можно петь, кричать, нам ничто не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык).
-Да.
Дети закрывают глаза и произносят сопряжено с логопедом.
Дети угадывают, называют звуки. делают вывод о различиях в артикуляции /Ы/ и
/И/. |
|
6. Связь звуков с буквами. |
Буква И (Слайд № 6)
- На что похожа буква? (стихи о букве И). Логопед напоминает и потом следит за
интонацией при чтении.
Буква Ы (Слайд № 7)
(стихи о букве Ы)
- Из скольких элементов состоит печатная буква Ы? Письменная?
- А буква И?
- Чем похожи буквы?
- Чем отличаются? |
Дети читают стихотворения: (по очереди)
На калитку посмотри.
Чем она не буква …(дети хором: И)?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
Сколько здесь дощечек?
(дети хором: ТРИ)
А какая буква? (дети хором: И!)
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква……(Ы)
Все мы знать её должны!
-Ты худой, а я – толстяк!
-Ешь почаще натощак!
-3-х.
- 3-х.
- У обеих букв есть по 2 вертикальные палочки.
- Вывод: у буквы Ы – петля, а у буквы И – перекладина наискосок. |
|
7. Развитие зрительного внимания на образ буквы |
Игра “Найди правильную букву”.
(Слайд № 8) |
Дети обводят на карточках буквы И и Ы, которые написаны
правильно. |
|
8. Развитие слухового внимания и восприятия на материале слогов, слов,
фраз. Игры “Скажи наоборот”, “Попугай” |
А) “Игра “Попугай”
- повторить за мной слоги и слова:
МЫ-МИ-МЫ- высокие холмы
НИ-НЫ-НИ – поскорей усни
ЛЫ-ЛИ-ЛЫ – новые столы
РИ-РИ-РЫ – закусали комары
СИ-СЫ-СЫ – заплели мне косы
Б) Игра “Наоборот” (с мячом).
- Я называю слоги с гласной /Ы/, а вы заменяете её на /И/.
ПЫ, ВЫ, ЛЫ, СПЫ, РВЫ, КРЫ, ГЛЫ, СКЫ, ЛНЫ
- как звучали согласные в моих слогах?
- А у вас?
- Какой звук дает мягкость согласному? /И/ или /Ы/? Сделайте вывод.
(Слайд № 9)
В) Игра “Сигнальщик”.
- Взяли зеленые и синие фонарики (мягкие согласные обозначаем в схемах зеленым цветом, а
твердые – синим), сигналим на наличие твердых и мягких согласных в словах (Слайд № 10)
(ЛИСА, СЫЧ, РЫСЬ, ТИГР, МЫШЬ, КРЫСА)
- Какая картинка лишняя? |
Дети повторяют по очереди.
ПИ, ВИ, ЛИ,……. И.т.д.
- Твердо.
- Мягко.
Вывод: гласный звук /И/ смягчает согласный, стоящий перед ним.
Дети смотрят на картинки, называют их и “сигналят”.
- Сыч – это птица. |
|
9. Дифференциация /Ы-И/ в словах. Работа в группах со
словами-паронимами.
(карточки слов) |
- предлагаю поиграть в игру “Найди похожее слово”. На столе карточки со
словами. Первая команда выбирает слова с буквой Ы , вторая с буквой И.
(разбирают карточки)
- Первая команда начинает читать 1-е слово, вторая подбирает у себя слово, похожее на
первое, но отличающееся от него одной буквой (попутно поясняются значения слов).
Например: из трубы идет много ДЫМА. Мальчика зовут ДИМА.
- Что происходит со словом, если заменить гласный Ы на И? |
БЫЛ – БИЛ, ВЫЛ – ВИЛ, МЫШКА – МИШКА, МЫЛ – МИЛ, ЗАБЫЛ - ЗАБИЛ, КОСЫ – КОСИ, ДАРЫ –
ДАРИ, ЦВЕТЫ – ЦВЕТИ.
ВЫВОД: замена буквы Ы-И меняет звучание и значение слова. |
|
11 . Употребление существительных в форме множественного числа,
развитие навыка словоизменения. Игра “Один – много”
(карточки)
|
- Прочесть и дописать слова, вставив пропущенные буквы И, Ы. Подчеркнуть
эти буквы красным цветом, а согласные перед ними синим или зелёным.
- Назовите одним словом. Это….
- На какие 2 гр. можно разделить этих птиц?
- Каких зимующих птиц вы знаете? Перелетных?
- Почему они так называются?
- А какая птица не может летать? |
СКВОРЦ…, ЛАСТОЧК…, ГРАЧ…, СИНИЦ…, СНЕГИР…, АИСТ…, КУКУШК…, КЛЕСТ…,
СТРИЖ…, СВИРИСТЕЛ…, ДРОЗД…, СОВ…, ЩЕГЛ…, ПИНГВИН…
- Птицы.
- Зимующие и перелетные.
….
…..
….
- Пингвин. |
|
12 . |
- Скажите, есть ли слова, в которых буква Ы стоит в начале слова?
- Звук Ы никогда не стоит первым. Поэтому заглавной буквы Ы у нас нет.
(Слайд № 11)
-Ы на вид весьма сурова,
-Но характером скромна:
-Никогда в начале слова
-Не становится она. |
- Нет таких слов. (Словарь – убедиться!)
|
|
13 . Дифференциация /Ы-И/ в словах.
|
А) Подбор предмета к признакам.
(Слайд № 12)
- Найти и записать общее название для данных слов. Подчеркнуть мягкие и твердые
согласные.
Б) Развитие логики.
(карточки, слайд)
(Слайд № 13)
- прочесть, подчеркнуть два слова из скобок, которые являются главными для слова
перед скобками (карточки, слайд). |
- называют и записывают слова.
|
|
14 . Дифференциация /Ы- И/ в словосочетаниях.
(карточки, слайд)
|
- Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях (Слайд № 14)
Картинки вам помогут.
- Прочтите правильно. Запишите полученные словосочетания.
- Какое правило мы применим при написании слов “пушинки, ландыши, малыши….” ?
Записать, подчеркнуть И, Ы красным цветом, а согласные перед ними синим и зелёным.
- Проверьте себя (Слайд 15) |
БЕЛЫЕ ПУШИНКИ, ДУШИСТЫЕ ЛАНДЫШИ, ОСТРЫЕ КЛЫКИ, ЛЁГКИЕ СНЕЖИНКИ, ДРУЖНЫЕ МАЛЫШИ, ВЕСЁЛЫЕ
КАНИКУЛЫ
- ЖИ – ШИ пишем с буквой И.
(самопроверка) |
|
15. Дифференциация /Ы-И/ во фразе.
(Работа в парах по 2 человека)
- Развитие зрительного внимания, умения ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- Расширение поля зрения;
- |
- А сейчас разделимся на пары. Задание первой паре:
Зашифрована пословица. Необходимо найти нужные буквы, используя план. Каждая
стрелка обозначает 1 слово.
(Слайд № 16, карточка)
Запишите эту пословицу, подчеркните твердые и мягкие согласные перед буквами И, Ы.
Попробуйте объяснить, какой смысл в ней заложен.
(Логопед кратко рассказывает о пословицах, их значении. Помогает объяснить смысл данной
пословицы)
Задание второй паре (более сильные дети): лабиринт со спрятанной пословицей:
- Помоги рыбке попасть в море и прочти и запиши пословицу, подчеркни мягкие-твердые
согласные. (карточка, Слайд № 17, карточка)
- Проверьте себя (Слайд № 18)
- Проверьте себя. (Слайд № 19)
- О чем эта пословица? Посмотрите на картинки внизу, они вам помогут.
|
ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ.
ДУРНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРАЗИТЕЛЬНЫ. |
III . Заключительный этап |
16 .Уточнить, проанализировать полученные знания |
- Наше занятие подошло к концу.
- Что мы учились делать сегодня?
- А зачем нам их различать?
- Скажите, с какими согласными “дружит” гласная И, а с какими Ы.
(Слайд № 20)
- Придумайте два слова по картинке, чтобы они различались только гласными И, Ы.
- Вот, чтобы у нас МИШКА не превратился в МЫШКУ мы и должны их различать.
- В качестве ДЗ вам предлагается ещё один лабиринт со спрятанной пословицей (карточка).
Найдите её, запишите, подчеркните буквы нашего занятия. Постарайтесь объяснить смысл этой
пословицы: буквальный и переносный. А родители вам помогут. |
-Учились различать звуки, буквы Ы,И.
- Чтобы правильно писать и читать.
- Гласная И “дружит” с мягкими согласными. Гласная Ы с твёрдыми согласными.
- МИШКА - МЫШКА
|
|
17. Рефлексия |
- Кому, какое задание понравилось?
- Как бы вы оценили свою работу, свою речь?
- Все работали хорошо,
всем спасибо, урок
закончен.
|
Называют понравившиеся задания.
Дают самооценку. |
Желаем успеха! | |