ЛОГОПЕД.ru

Конспекты логопедических занятий.


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

 

Полезное:

Природа Карелии

Конспект открытого логопедического занятия с учащимися 1-х классов с ФФНР “Дифференциация согласных Ч-Щ в слогах, словах и предложениях”.

Никитина Н.В., учитель-логопед ГБОУ Гимназии № 1554 г. Москвы.

  • Скачат ь материалы к занятию.

    Задачи:

    • выработать четкую дифференциацию звуков [ Ч][ Щ] с опорой на артикуляторные, слуховые и зрительные ощущения;
    • научить соотносить их с буквами Ч и Щ;
    • совершенствовать физический и фонематический слух, звуковой анализ и синтез;
    • расширять активный и пассивный предметный и глагольный словарь;
    • работать над развитием грамматических форм речи.

    Оборудование: простые и зашумленные картинки птиц, по 6 карточек с буквами Ч и Щ, магнитофон, мяч, картинки с печатными и прописными буквами Ч и Щ, конверты с заданиями, зеркала.

    Ход занятия

      1. Орг. момент.
      2. - Сядет тот, кто исправит предложение:

        Наступил ранний весна. Солнце светить ярче. Растаяла снег. Скоро прилечу перелетные птицы.

      3. Работа над ВПФ:

    - О каком времени года шла речь в предложениях? Кто прилетает весной?

    О каких перелетных птицах мы говорили на прошлых занятиях? Давайте вспомним их (показ картинок; образец в приложении 1). Дети отгадывают птиц по половинкам изображений.

    - Как подают голос птицы? (Они поют, щебечут, кричат и т. д.) А как общаются люди?

    (они говорят, беседуют и т. п.)

    - Что бы чисто говорить, нужно зарядку для язычка повторить!

    Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики.

    1. Введение в тему.
    • Вы потренировали язычок, теперь попробуем повторить четко чистоговорки:

    а) Тощий немощный Кощей тащит ящик овощей.

    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

    - Какой звук встретился нам чаще всех? (Щ)

    б) Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.

    Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.

    - Какой звук встретился нам чаще всех? (Ч)

    - Итак, с какими звуками и буквами будем сегодня работать? (Ч и Щ)

    1. Изучение темы.
    1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ч] и [щ]. Запись характеристики звуков на доске.
    • Посмотрите в зеркала и произнесите звук [ч] (обсуждение места и способа образования звука). Та же работа проводится со звуком [щ]
    • Теперь рассмотрим артикуляционные профили звуков, а затем сравним их.

    В процессе обсуждения появляется запись сравнительной характеристики звуков:

    Ч взрывной, краткий, согласный, глухой, мягкий

    Щ долгий, щелевой

    1. Задание на развитие фонематического слуха и четкую артикуляцию:

    “ Слушай, не зевай, громко повторяй!”

    Ща-ща-ча – наша каша горяча.

    Щу-чу-щу – я грибы ищу.

    Чу-щу-чу – колесо качу.

    Ча-ща-ча – пишу с буквой А.

    Ча-ча-ща - поймаю я леща.

    Чу-щу-чу – пишу с буквой У.

    3) Развитие фонемного восприятия. “Внимательные ушки”.

    • Услышите звуки Ч и Щ в слогах и словах, поднимите соответствующую букву.

    Слоги: АЩ, УЩ, ЧУ, ЧИ, ЩА, ЧЕ, ЩЕ.

    - Я буду называть слова, а вы простым карандашом на листках закодируйте звуки [ч] точкой , а [щ] – чертой

    Слова: вещи, печка, щавель, луч, плащ, плач, чёлка, щёлка, помочь, помощь.

    - Посчитайте, сколько [щ], а сколько [ч] было в словах? (5 и 5)

    4) Развитие фонемного анализа:

    Игра “Шифровщики”.

    Детям раздаются карточки с 2 столбиками из 5 цифровых рядов (приложение 2)

    - Определите место звука в словах и зачеркните соответствующую цифру.

    Ч

    Щ

    лучи

    свеча

    участок

    тысяча

    плач

    3

    4

    2

    5

    4

    ищу

    пищу

    грущу

    плащ

    туловище

    2

    3

    4

    4

    7

    • Кто прочитает получившиеся цифры 1 столбика? 2-го?
    1. Динамическая пауза. Игра с перекидыванием мяча.

    – Измените слова-действия по образцу и скажите, какой звук [ч] или [щ] появился?

    Образец: Грустить – Я грущу. (Щ)

    плакать – Я плачу

    искать – Я ищу.

    угостить – Я угощу.

    скакать – Я скачу.

    простить – Я прощу.

    лететь - Я лечу.

    пустить – Я пущу.

    вертеть – Я верчу.

    1. Работа с буквами.

    а) Догадайтесь, о какой букве идет речь?

    На расческу Я похожа – три зубца всего? Ну что же!

    - Правильно, это буква Щ.

    Вывешивается картинка с изображением расчески и печатной и прописной буквой Щ (приложение 3)

    - От каких букв надо отличать Щ ? ( от Ш и Ц)

    б) Раздаются карточки с рядами больших прописных букв Ш, Щ и Ц вперемешку.

    - Обведите по контуру только буквы Щ. (Дети, наложив на карточку кальку, обводят букву Щ).

    • Посчитайте, сколько у каждого на кальке получилось букв? (9)

    в) А теперь о какой букве стихотворение?

    Да! Вы правильно решили:

    Букву пишем, как четыре.

    Только с цифрами, друзья,

    Буквы путать нам нельзя.

      • Молодцы! Это буква Ч.

    На доске картинка с буквой Ч и изображением чайки (приложение 4).

    - От какой буквы надо отличать заглавную прописную букву Ч? (от У)

    г) Обведите по контуру только буквы Ч. (Дается аналогичная работа на кальке).

    1. Работа на уровне слова.

    а) - Откройте тетради, запишите число 20.03.

    • Отгадайте, кто так голос подает? (включается запись). Дети называют – ГРАЧ.
    • Грач принес нам задание (к картинке с изображением грача прикреплен конверт с заданием и набором демонстрационных карточек):

    - На каждой карточке написано слово с “убежавшей” буквой, прочитайте его и догадайтесь, какая буква пропущена Ч или Щ. Запишите из слов в тетради только эти буквы через запятую. Первая буква – заглавная. (Логопед демонстрирует по одной карточке).

    Карточки:

    __ука

    __енок

    __удо

    __ётка

    __еснок

    __улок

    __ека

    __егол

    __еловек

    гра__

    - Сколько получилось букв Щ и Ч? Напишите на полях. (5 и 5)

    б) Кто это кричит (запись)? - КУКУШКА. Задание от кукушки:

    - Прочитайте слова в карточке, вставьте “убежавшие” буквы Ч или Щ.

    Карточка:

    Товари__, обру__, клю__, бор__, труба__, ово__, кала__, ле__, вра__, мя__, __ипцы.

    1. Работа на уровне предложения.

    а) Включается запись с пением соловья. Дети вспоминают, кто это поет (СОЛОВЕЙ).

    • Соловей принес нам задание:
    • Послушайте предложения, ПОДУМАЙТЕ, что неверно, повторите правильно.

    Предложения:

    Овощи чистят мальчика.

    Плащ надевает девочку.

    Удочка попалась на леща.

    Комната освещает свечу.

    В птенчиках пищит гнездо.

    За сверчком пищит печка.

    (устно).

    б) Вспомните, как мы пишем ЧУ-ЩУ? (через У) и ЧА-ЩА? (через А)

    Исправьте ошибки в оформлении предложения и запишите его. На доске запись:

    в чаще щебечутщеглы

    • Кто покажет, как правильно оформить предложение? (Один учащийся, комментируя, исправляет запись на доске.).

    В чаще щебечут щеглы.

    Проверьте правильность написания в тетради, четко проговаривая все слова.

    Подчеркните орфограммы на чу, щу и ча, ща.

    VIII. Итоги.

    - С какими звуками работали? Что нового узнали? Чему научились?

    Какое задание больше всех понравилось?

    Вспомните и назовите по 2 слова со звуками [ч] и [щ].

    Желаем успеха!

  •  

    Логопедические игры на портале Мерсибо

    Поиск специалистов.

    Россия:
      Другие страны:
    А Б В Г Д Е Ё Ж 
    З И Й К Л М Н О 
    П Р С Т У Ф Х Ц 
    Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2017 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service