Дидактические пособия по развитию связной речи с использованием метода наглядного
моделирования и схематизации в старшей группе для детей с ОНР.
Курочкина Т.А., учитель–логопед первой квалификационной категории, г. Белоярский.
Приложение к Календарно-тематиче
ский план коррекционно-образовательной деятельности по развитию связной речи с
использованием метода наглядного моделирования и схематизации в группе для детей с ОНР.
| «Дидактические пособия для развития связной речи.» Нажмите на
рисунок, чтобы увеличить |
Пособие: “Путешествие с признаками”.
Цель: формирование у детей
дошкольного возраста умения находить сходства между объектами, сравнивать объекты по
нескольким признакам; развитие воображения; воспитание умения выслушивать друг друга,
дожидаться своей очереди, следовать правилам игры.
Описание: пособие состоит из картинки паровоза, набора
картинок и схем имен признаков.
Задание: логопед предлагает ребенку выбрать картинку и
соединить ее с паровозиком с помощью колеса- признака. Ребенок называет, чем похожи по
данному признаку два объекта. Игра продолжается аналогично, пока есть признаки и интерес
детей. Например: Чем похожи улитка и листик? У улитки спинка по рельефу шершавая и листик по
рельефу шершавый. А чем могут быть похожи листик и кораблик по влажности? Кораблик мокрый,
потому что в воде, а листик мокрый после дождя.
Пособие: “Опиши объект”.
Цель: формирование умения описывать объект по имеющимся
признакам.
Описание: карта, на которой изображен объект и набор
карточек – признаков.
Задание: дети выбирают карточку, называют объект природного или
рукотворного мира, выкладывают признаки и описывают объект по имеющимся признакам.
Пособие: “Дорожка признаков”.
Цель: развитие умения описывать объект, используя в
речи имена признаков; соотносить значение имени признака сего графическим обозначением;
формирование у детей умения сосредотачивать внимание, воспитывать навыки доброжелательности,
самостоятельности.
Описание: в комплект пособия входят дорожки, на которых изображен
определенный признак, картинки объектов.
Задания: дети выбирают карты с признаком и по сигналу отбирают нужные
объекты по своему признаку.
Дети выбирают карты с признаком. Ведущий показывает картинку и спрашивает: “У кого
ароматная груша?” (синяя машина, резиновый мяч, пушистая кошка). Ребенок объясняет свой
ответ, и если он правильный, получает картинку, если нет, то дети исправляют ошибку и
карточка не засчитывается. Победил тот, кто первым собрал дорожку.
Пособие “Поезд звуков”
Цель: формирование умения выстраивать линию объектов по
заданному звуку, объяснять свой выбор.
Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый
вагончик имеет кармашек. В паровоз ставится заданный звук – буква, в вагоны заселяются
картинки объектов с заданным звуком.
Задание: предлагаем ребенку отобрать картинки объектов по
заданному звуку в начале слова (далее усложнение : в середине, в конце слова) и распределить
по вагонам. На следующей станции везет другой звук – буква и дети отбирают другие объекты. И
составить рассказ, в котором будут присутствовать картинки- названия объектов.
Пособие “Поезд времени”.
Цель: формировать умение выстраивать линию развития
событий по времени, в логической последовательности и побуждать составлять рассказ.
Описание: пособие выполнено в виде паровозика, каждый
вагончик имеет кармашек, в который вставляются картинки в логической последовательности.
Задание: предложить ребенку выбрать от 3 и более картинок,
разложить их в нужной последовательности и составит рассказ.
Пособие “Шифровщики”.
Цель: развивать речь ребенка через называние имен
признаков и их значения. Рассказывать об объекте , используя значки – признаки. Развивать
логическое мышление, ориентировку в пространстве, знание направлений по часовой стрелке,
против часовой стрелки, слева, справа.
Описание: данное пособие оформлено в виде игрового поля –
прямоугольника, по краям которого расположены значки признаков. Они закрыты карточками
разного цвета – 6 красных, 6 желтых и 5 зеленых. К о полю прилагаются “зашифрованные”
карточки, на которых приклеены 3 круга красного, желтого и зеленого цветов с цифрами от 1 до
6 и стрелкой направления (по часовой или против часовой стрелки).
Задание: ребенок по выбранной карточке- шифровке находит
расположение трех признаков. Например, первый красный по часовой стрелке, второй синий
против часовой стрелки, третий желтый по часовой стрелке. Открываем зашифрованные схемы
признаков и описываем по ним объект.
Пособие “Расскажи про нового соседа”
Цель: упражнять детей в умении подбирать значение к признаку,
рассказывать об объекте используя признаки, развивать связную речь.
Описание: данное пособие оформлено в виде карточек,
разделенных на шесть частей. Через клетку изображены три признака. К карточкам прилагаются
картинки.
Задание: дети берут карточку, ставят картинку в пустую
клетку между значками – признаками и рассказывают о соседе – объекте на картинке по
близлежащим признакам.
Пособие “Путешествие по миру”.
Цель: развивать связную речь, расширять и
кругозор детей, закреплять знания о природном и растительном мире.
Описание: квадрат с 8-ю карманами и
стрелкой, картинки природных уголков планеты, карточки- схемы.
Задание: ребенок при помощи стрелки выбирает любой уголок
планеты и рассказывает по плану в виде картинок- схем рассказ.
Пособие “Солнышко”
Цель: обучать детей послоговому чтению,
закреплять звуки речи.
Описание: данное пособие выполнено в виде солнца. В центре
расположен желтый круг с кармашком, в который помещается буква синего, зеленого или
красного цвета. На лучах солнца располагаются также буквы соответствующего цвета.
Задание: ребенок читает слог, придумывает слогом слово, с
этим словом предложение, составляет рассказ.
Пособие “Умные планшеты”
Цель: закреплять представление детей о предложении,
упражнять в составлении предложений из слов по заданной схеме.
Описание: пособие состоит из 18 двухсторонних карточек –
планшетов формата А4. В верхней части лицевой стороны планшета находится значок признака, в
нижней части расположен кармашек, в который вставляется предметная картинка. На оборотной
стороне планшета размещены 2 кармана, верхний – для схемы предложения, нижний – для схемы
предлогов.
В пособие входит набор предметных картинок, набор карточек со схемами
предложений и предлогов.
Задание: ребенку предлагается выбрать картинку, затем
ребенок вставляет картинку в нижний карман первой стороны, взрослый дает задание придумать
предложение по схеме, с объектом и признаком по карточке. В начальном этапе, схема
предложения состоит из двух слов, признака и объекта. Затем предложение усложняется, и его
составляют из трех слов_ объект, признак и действие.
Когда ребенок усвоил составление предложения из трех слов, взрослый
предлагает ставить предложение из 4- х слов, где четвертое слово – предлог.
Пособие: “Придумаем рифмованные строчки”
Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному
словосочетанию.
Описание: картинки.
Задание: логопед предлагает детям выбрать какую – либо рифмованную пару
(для начала - существительные) и сочинит рифму следующим образом: “Жил – был кто-то и был
похож на что- то”.
Пособие “ Волшебные слова”.
Цель: развивать умение образовывать, изменять, согласовывать
слова.
Описание: карточки- символы: “живое – неживое”,
“скажи ласково”, “он, она”, “один- много”, “назови чей?”, “скажи наоборот”,
“большой, еще больше, самый большой”, “скажи так же”, “слово одно, а значений много”,
“родственные слова”, “место звука в слове”, “паспорт звука”, “количество слогов”. Весь набор
в цветном и черно- белом варианте.
Задание: ребенку предлагается карточка, при помощи
которой он может выполнить соответствующее задание. Самое удобное, что все эти задания можно
использовать на любом речевом материале, при работе с любой группой звуков. Можно
дифференцированно подходить к заданию, зная особенности детей. Это универсальное пособие,
которое можно использовать во всех видах работы (индивидуально, с группой детей и
фронтально). Сначала дети работают с цветным комплектом, затем с черно – белым.
Пособие “Составь предложение”.
Цель: Способствовать развитию умения различать
структурные компоненты речи, развивать умение строить разнообразные по структуре
предложения.
Описание: схемы предложения.
Задание: эта модель помогает ребенку легче, осознанней и
быстрее понять сложную иерархичную структуру речи человека (текст, предложение, слово,
слог, буква и звук); и усвоить порядок слов в предложениях различных типов.
Пособие “Мнемодорожки”
Цель: развитие умения составлять последовательные перессказы и
рассказы, с опорой на мнемодорожки.
Описание: карточки с реальным или схематичным изображением
текста, который нужно пересказать или составить рассказ.
Задание: ребенку предлагается составить рассказ, план
которого выкладывается по ходу рассказа. Речь сопровождается показом мнемодорожки
Пособие “Задаем вопросы”
Цель: Способствовать формированию умений задавать различные
типы вопросов к объектам или процессам, классифицируя их.
Описание: карточки с вопросами, полоски, разделенные на 3
квадрата, в четвертом стоит знак вопроса.
Задание: ребенок, используя карточку с определенным видом
вопросов, учится задавать различные типы вопросов и правильно их формулировать. Особое
внимание уделяется месту вопросного слова в формулировке вопроса.
Кольца Луллия
Цель: способствовать обогащению словарного запаса
детей, формированию правильного грамматического строя речи, развитию связной речи детей.
Описание: пособие представляет собой 2-3 подвижных круга,
имеющих общую ось и разделенных на сектора. В каждый из секторов можно вставить карточку с
рисунком или схематичным изображением объекта.
Задание: ребенку предлагается совместить сектора на большом
и малом круге и выполнить задание (например, “Что сначала, что потом?, “Сосчитай объекты”,
“Придумай историю” .
“Системный оператор”.
Цель: Способствовать усвоению модели систематизации
объектов.
Описание: таблица с пятью или девятью экранами.
Задание: предлагаемая детям таблица с девятью экранами
способствует пониманию детьми способов систематизации объектов. Знакомит детей с системой
(объект в настоящем, прошлом и будущем), надсистемой (место объекта в настоящем прошлом и
будущем) и подсистемой (части объекта в настоящем, прошлом и будущем). Сначала дети
заполняют таблицу вместе с педагогом. Затем, по мере овладения навыками схематизации,
самостоятельно.
Пособие: “Составления рассказа по схеме”.
Цель: учить детей составлять описательные рассказы об объектах
по схеме.
Описание: схема для составления рассказа, объект или картинка для
описания.
Задание: ребенку предлагается описать объект (натуральный или изображенный
на картинке) по схеме.
Пособие “Опиши объект или явление
(игрушки, животные, птицы, одежда, овощи и фрукты, время
года, посуда )
Цель: Способствовать усвоению модели составления описательного
рассказа.
Описание: схемы составления описательных рассказов.
Задание: Ребенку предлагается составить рассказ с опорой на
схему. Данная модель является для ребенка планом составления описательного рассказа.
Помогает наполнить его содержательно.
Желаем успехов! |