Примерные виды работ по развитию компонентов устной речи у детей с ОНР.
Дереча Л.И., учитель-логопед БДОУ г. Омска Детский сад компенсирующего вида №
245.
Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование личности ребёнка,
подготовка детей к успешному школьному обучению.
У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается недостаточность всех сторон
психического развития: страдают основные свойства внимания, проявляется его
неустойчивость, низкая концентрация и регулируемая активность, ограниченные возможности
распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания и
припоминания. Проявляется низкая познавательная активность, отставание в развитии
словесно-логического мышления. Дети быстро утомляются, устают.
Без специальной системы коррекционного обучения дети с трудом овладевают мыслительными
операциями, такими как анализ и синтез, сравнение, исключение и обобщение.
Таким образом, сохранные предпосылки для развития полноценного мышления не реализуются
детьми самостоятельно.
Краткий анализ особенностей детей с ОНР определяет их основные образовательные
потребности в развитии компонентов устной речи и внеречевых процессов:
1. Развитие психoлогической базы речи.
2. Развитие понимaния речи.
3. Создание положительной мотивации по развитию речевых коммуникаций.
4. Обогащение словaрного запаса и развитие практического умeния пользоваться им.
5. Развитие и усвоение грамматических навыков.
6. Развитие навыков связной речи.
7. Формирование фонематического слуха и восприятия.
8. Формирование звукопроизношения.
9. Развитие моторных навыков.
10. Формирование звукобуквенных связей.
11. Развитие навыков звуковoго анализа и синтеза.
Работа по развитию компонентов устной речи строится с параллельным решением мыслительных
задач, включает разнообразные методы и приёмы:
· Узнавание объекта, предмета по описанию признаков (это – отгадывание загадок; называние
букв по анализу элементов, их количеству и пространственному расположению; называние звуков
по описанию анализа их артикуляции и т.п.).
· Определение различий между предметами. Чем отличаются, например, кукла и дeвочка; птица
и самoлёт; чайник и кoфейник.
· Определение тождества: находить одинаковые предметы; находить общее в различающихся
предметах. Например:
Что общего между деревом и цветком. Между голубем и самолётом. Между лодкой и уткой.
· Конструирование предметов из частей при составлении разрезных картинок различной
конфигурации.
· Анализ зрительного образца при определении в двух рисунках недостающего элемента. Могут
быть игры “Неправильные буквы”, “Без чего предмет (объект)?”, где развивается зрительный
гнозис и мнезис, формируются грамматические навыки: “Кот без лапы. Платье без рукава. Машина
без колеса”.
· Узнавание предмета, букв на ощупь (по форме, величине, фактурным признакам). Могут быть
игры “Чудесный мешочек”, “Шершавые буквы”, адаптированный вариант из М.Монтессори.
· Запоминание предметных картинок в зрительном ряду от 3 до 5; умение восстанавливать
нарушенный в ряду порядок. Игры “Повтори, не ошибись!”, “ Разложи так же!”, “Что
изменилось?”, “Найди ошибку!”
· Запоминание линейного порядка слов в ряду или в предложениях с использованием приёма
наращивания: Девочка. Девочка рисует. Девочка рисует мяч. Девочка рисует большой мяч.
Девочка рисует большой красный мяч. И так далее.
· Расположение предметов в определённом порядке по степени нарастания или убывания
ведущего признака (по высоте, длине и т.д.)
· Исключение и обобщение понятий при выделении общих и отличительных признаков
объектов.
· Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним. Что это? Им можно играть, его
можно кидать, подкидывать, бросать, катать?
· Подбор слов - антонимов, синонимов. Игровые упражнения: “Скажи наоборот!”, “Скажи об
этом по-другому!”
· Составление предложений по опорным словам на слух, по картинкам, по графическим
схемам.
· Установление причинно-следственных связей между событиями. Почему весной растаял снег?
· Определение смысловых несоответствий. Например: Пошёл сильный дождь, потому что я
раскрыла зонтик! Наступила осень, потому что птицы улетели в тёплые края.
· Описание предметов с использованием опорных схем (цвет, форма, вкус и т.д.)
· Сравнение по равнозначным признакам. Отмечать ошибки подобного рода: Мяч круглый, а
арбуз сладкий. Лиса рыжая, а заяц трусливый. Буратино деревянный, а кукла красивая. Слон
большой, а мышка серая.
· Подбор слогов, слов к графическим схемам.
· Подбор слогов, слов на задaнный звук в определённой позиции.
· Составление различных видов рассказов: рассказ – описание; рассказ по картине (“Машино
платье”), по серии картин (“Как заяц от лисы убегал”); с использованием инсценировок,
театрализации.
· Умение восстанавливать деформированные предложения, нарушенную сюжетную линию по серии
картин.
· Выделение изученных предлогов из состава предложений, из текста стихотворений и
коротких рассказов на слух. Например:
В банке чистaя вода,
Пустим рыбoк мы туда.
В лес пoшли Кирилл, Иринка,
А в руках у них --- корзинка!
· Дифференциация предлогов и приставочных глаголов, схожих слов. Например, в рассказе “
На поляне”. На поляне летом играли пёс Дружок, петух Гоша, кот Пушок. Катя подошла, села на
пенёк читать интересную книгу. Вдруг, на солнце набежала туча, пошёл дождь. Стали все
прятаться: Катя – под зонтик, Дружок – в будку, кот Пушок – под крыльцо дома. Предлоги “на,
под, в”. Приставочные глаголы и схожие слова: “подошла, вдруг, набежала, взлетел”
· Добавление в предложения пропущенных предлогов.
Бабушка села… скамейку. Воробей взлетел …ветку. Мяч укатился …шкаф. И т.д.
· Определение несоответствий в ошибочном употреблении предлогов.
В результате правильно организованной работы логопед добивается не только максимально
полной коррекции всех компонентов устной речи и психических процессов, но и коррекции
личности в целом. Это – преодоление речевого негативизма, снятие ущемлённости, скованности,
развитие речевой и общей инициативы ребёнка.
Текст рассказа, четверостишья для образца взят и использован из книги Ткаченко Т.А.
Система коррекции ОНР.- М., 2003.
Образование притяжательных имён Развитие зрительного гнозиса,
усвоение
прилагательных: чья голова, чьи ноги, антонимов при сравнении частей
чьи крылья, чьё туловище, чей хвост, посуды: широкий – узкий
носик;
чьё вымя? высокая –
низкая крышечка и так далее. Желаем успехов!
|