ЛОГОПЕД.ru

Книги и статьи по логопедии


 

Как опубликовать свой материал и получить сертификат на публикацию

Нарушения речи

Развиваем речь

Эти трудные звуки!..

Логопед для взрослых

Консультация

    Страницы:
    1  2  3  4  5  6  7

Литература по логопедии

Логопедические игры

Полезные материалы

Для специалистов

Книги и статьи.

Конспекты занятий

Документация.

Обследование.

Планирование.

Полезные материалы.

ТСО


Обратная связь
Доска объявлений

Отзывы о нас

When.Flights

Полезное:

Билингвальный частный детский сад по Монтессори в Нижнем Новгороде

Примерные виды работ по развитию компонентов устной речи у детей с ОНР.

Дереча Л.И., учитель-логопед БДОУ г. Омска Детский сад компенсирующего вида № 245.

Одной из важнейших задач дошкольного образования является формирование личности ребёнка, подготовка детей к успешному школьному обучению.

У детей с ОНР (общим недоразвитием речи) отмечается недостаточность всех сторон психического развития: страдают основные свойства внимания, проявляется его неустойчивость, низкая концентрация и регулируемая активность, ограниченные возможности распределения, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания и припоминания. Проявляется низкая познавательная активность, отставание в развитии словесно-логического мышления. Дети быстро утомляются, устают.

Без специальной системы коррекционного обучения дети с трудом овладевают мыслительными операциями, такими как анализ и синтез, сравнение, исключение и обобщение.

Таким образом, сохранные предпосылки для развития полноценного мышления не реализуются детьми самостоятельно.

Краткий анализ особенностей детей с ОНР определяет их основные образовательные потребности в развитии компонентов устной речи и внеречевых процессов:

1. Развитие психoлогической базы речи.

2. Развитие понимaния речи.

3. Создание положительной мотивации по развитию речевых коммуникаций.

4. Обогащение словaрного запаса и развитие практического умeния пользоваться им.

5. Развитие и усвоение грамматических навыков.

6. Развитие навыков связной речи.

7. Формирование фонематического слуха и восприятия.

8. Формирование звукопроизношения.

9. Развитие моторных навыков.

10. Формирование звукобуквенных связей.

11. Развитие навыков звуковoго анализа и синтеза.

Работа по развитию компонентов устной речи строится с параллельным решением мыслительных задач, включает разнообразные методы и приёмы:

· Узнавание объекта, предмета по описанию признаков (это – отгадывание загадок; называние букв по анализу элементов, их количеству и пространственному расположению; называние звуков по описанию анализа их артикуляции и т.п.).

· Определение различий между предметами. Чем отличаются, например, кукла и дeвочка; птица и самoлёт; чайник и кoфейник.

· Определение тождества: находить одинаковые предметы; находить общее в различающихся предметах. Например:

Что общего между деревом и цветком. Между голубем и самолётом. Между лодкой и уткой.

· Конструирование предметов из частей при составлении разрезных картинок различной конфигурации.

· Анализ зрительного образца при определении в двух рисунках недостающего элемента. Могут быть игры “Неправильные буквы”, “Без чего предмет (объект)?”, где развивается зрительный гнозис и мнезис, формируются грамматические навыки: “Кот без лапы. Платье без рукава. Машина без колеса”.

· Узнавание предмета, букв на ощупь (по форме, величине, фактурным признакам). Могут быть игры “Чудесный мешочек”, “Шершавые буквы”, адаптированный вариант из М.Монтессори.

· Запоминание предметных картинок в зрительном ряду от 3 до 5; умение восстанавливать нарушенный в ряду порядок. Игры “Повтори, не ошибись!”, “ Разложи так же!”, “Что изменилось?”, “Найди ошибку!”

· Запоминание линейного порядка слов в ряду или в предложениях с использованием приёма наращивания: Девочка. Девочка рисует. Девочка рисует мяч. Девочка рисует большой мяч.

Девочка рисует большой красный мяч. И так далее.

· Расположение предметов в определённом порядке по степени нарастания или убывания ведущего признака (по высоте, длине и т.д.)

· Исключение и обобщение понятий при выделении общих и отличительных признаков объектов.

· Узнавание объекта по описанию возможных действий с ним. Что это? Им можно играть, его можно кидать, подкидывать, бросать, катать?

· Подбор слов - антонимов, синонимов. Игровые упражнения: “Скажи наоборот!”, “Скажи об этом по-другому!”

· Составление предложений по опорным словам на слух, по картинкам, по графическим схемам.

· Установление причинно-следственных связей между событиями. Почему весной растаял снег?

· Определение смысловых несоответствий. Например: Пошёл сильный дождь, потому что я раскрыла зонтик! Наступила осень, потому что птицы улетели в тёплые края.

· Описание предметов с использованием опорных схем (цвет, форма, вкус и т.д.)

· Сравнение по равнозначным признакам. Отмечать ошибки подобного рода: Мяч круглый, а арбуз сладкий. Лиса рыжая, а заяц трусливый. Буратино деревянный, а кукла красивая. Слон большой, а мышка серая.

· Подбор слогов, слов к графическим схемам.

· Подбор слогов, слов на задaнный звук в определённой позиции.

· Составление различных видов рассказов: рассказ – описание; рассказ по картине (“Машино платье”), по серии картин (“Как заяц от лисы убегал”); с использованием инсценировок, театрализации.

· Умение восстанавливать деформированные предложения, нарушенную сюжетную линию по серии картин.

· Выделение изученных предлогов из состава предложений, из текста стихотворений и коротких рассказов на слух. Например:

В банке чистaя вода,

Пустим рыбoк мы туда.

В лес пoшли Кирилл, Иринка,

А в руках у них --- корзинка!

· Дифференциация предлогов и приставочных глаголов, схожих слов. Например, в рассказе “ На поляне”. На поляне летом играли пёс Дружок, петух Гоша, кот Пушок. Катя подошла, села на пенёк читать интересную книгу. Вдруг, на солнце набежала туча, пошёл дождь. Стали все прятаться: Катя – под зонтик, Дружок – в будку, кот Пушок – под крыльцо дома. Предлоги “на, под, в”. Приставочные глаголы и схожие слова: “подошла, вдруг, набежала, взлетел”

· Добавление в предложения пропущенных предлогов.

Бабушка села… скамейку. Воробей взлетел …ветку. Мяч укатился …шкаф. И т.д.

· Определение несоответствий в ошибочном употреблении предлогов.

В результате правильно организованной работы логопед добивается не только максимально полной коррекции всех компонентов устной речи и психических процессов, но и коррекции личности в целом. Это – преодоление речевого негативизма, снятие ущемлённости, скованности, развитие речевой и общей инициативы ребёнка.

Текст рассказа, четверостишья для образца взят и использован из книги Ткаченко Т.А. Система коррекции ОНР.- М., 2003.

Образование притяжательных имён Развитие зрительного гнозиса, усвоение

прилагательных: чья голова, чьи ноги, антонимов при сравнении частей

чьи крылья, чьё туловище, чей хвост, посуды: широкий – узкий носик;

чьё вымя? высокая – низкая крышечка и так далее.

Желаем успехов!

 

Логопедические игры на портале Мерсибо

Поиск специалистов.

Россия:
  Другие страны:
А Б В Г Д Е Ё Ж 
З И Й К Л М Н О 
П Р С Т У Ф Х Ц 
Ч Ш Щ Ы Э Ю Я 

  • Изменить свою личную страницу специалиста.
  • Логопеды рекомендуют:

    еще...

     

     

    Интересные сайты.

      Полезные ссылки:

    1999-2020 © Logoped.Ru



    TopList       Rambler's Top100 Service