Конспект логопедического фронтального занятия “День рождения зайца. Дикие
животные”.
Шишкина С., учитель – логопед, пгт Суходол Самарская обл.
Тема: “Дикие животные” ( “День рождения зайца”)
Цель занятия:
- Закрепление словаря по теме “Дикие животные”,
- использование в речи простого распространенного предложения с дополнением, выраженным
существительным в дательном и винительном падежах;
- использование в предложениях предлогов В, ПОД;
- развитие моторики рук; развитие внимания.
Основные задачи:
- развитие устной речи;
- формирование лексико-грамматических средств языка;
Оборудование:
Демонстрационный материал: картина (40см на 30см) с изображением леса средней полосы
(1шт); картинки (15см на 20см) с изображением диких животных, их детенышей и
корма.(5шт.);
Раздаточный материал: картинки (15см на 20см) с изображением жилищ животных(5шт);
деревянные ложки для использования в динамической паузе (10шт.), фишки для поощрения
(разноцветные пластмассовые крышечки).
Лингвистический материал: стихотворение для динамической паузы.
Ход занятия:
1 Организационный момент
Дети сидят за столом. Логопед обращает внимание детей на картину с изображением леса
средней полосы России.
Логопед: Ребята, посмотрите на этот дикий, огромный лес. Скажите, пожалуйста, а
каких животных можно встретить в этом лесу?
Дети ( каждый ребенок дает один ответ по указанию логопеда): Зайца, медведя,
кабана, белку, ежика.
Логопед: А какие это животные?
Дети: Дикие.
Логопед: Правильно, молодцы! За каждый ваш правильный ответ сегодня на занятии
вы будете получать фишки, а в конце мы назовем победителя!
За каждый правильный ответ ребенку выдается фишка.
2 Основная часть:
Логопед: Сегодня в этом лесу произошло удивительное событие: у зайца день
рождения!
Он решил пригласить к себе в гости лесных зверей. Разное угощение приготовил
зайка.
(На магнитную доску прикрепляют картинки с угощениями: мед, молоко, морковка, лесные
орехи, желуди.)
- Догадайтесь, каких зверей пригласил заяц? Докажите, сказав, кому какое угощение
приготовил хозяин. Например, морковку он приготовил другу-зайцу.
Дети:
Ваня: Желуди заяц приготовил кабану.
Аня: Мед – медведю.
Валера: Молоко заяц приготовил ежу.
Эмиль: Орехи заяц приготовил белке.
Логопед: Значит, кого он пригласил? Перечисли, Лева!
Лева: Кабана, белку, ежа, медведя и друга-зайца.
(На магнитную доску прикрепляются картинки с животными.) За правильные ответы дети
получают фишки.
Логопед: Вот гости полакомились угощениями и решили зайку повеселить: сыграть
ему на деревянных ложках.
3 Динамическая пауза:
Логопед раздает каждому ребенку по две ложки. Первый раз показывает детям движения
рук с ложками и читает стихотворение. Второй и третий раз дети выполняют все движения с
логопедом.
Зайка по полю скакал.( Синхронно двумя руками острым концом деревянной ложки стучать
по столу перед собой.)
Зайка корм нам всем искал. ( Синхронно двумя руками стучать ложками, поворачиваясь,
то в правую, то в левую сторону.)
Вдруг у зайки на макушке (Приложить ложки к затылку, имитируя “ уши зайца”.)
Поднялись как стрелки ушки. (Руки поднять вверх.)
Тихо шорох раздается.
Кто-то по полю крадется. ( Потереть выпуклой стороной ложки друг о друга.)
Зайка путает следы, ( Перекрестные движения ложек.)
Убегает от лисы. ( Синхронно двумя руками имитировать “бег по столу”)
4 Продолжение основной части:
Логопед: Отпраздновали звери день рождения, и пошли домой спать. Расскажите, куда
пошли звери?
На столе у каждого ребенка по одной картинке с изображением жилища животного: берлога,
дупло, кустик, дуб, норка под деревом. Дети должны ответить, что изображено на картинке и
кто в нем будет спать.
Дети:
Лева: Это берлога. В берлоге спит медведь.
Ваня: Это норка. В норке спит еж.
Аня: Это дупло. В дупле спит белка.
Валера: Это кустик. Под кустом спит заяц.
Эмиль: Это дуб. Под дубом спит кабан.
За каждый правильный ответ вручается фишка.
5 Расслабляющая пауза:
Логопед: Итак, наши звери тихо легли и спят. Покажите, ребята как они спят.
Дети в расслабленной позе, с закрытыми глазами имитируют сон зверей.
6 Продолжение основной (заключительной) части
Логопед: Наступило утро. Звери проснулись и потянулись. ( Дети поднимают руки и
подтягиваются.)
Проснувшись, они рассказали о дне рождения зайца.
- Как вы думаете, кому они рассказали?
Появляются картинки с изображением детенышей. Каждый ребенок по указанию логопеда
должен дать ответ:
- Медведь рассказал медвежатам.
- Белка рассказала бельчатам.
- Еж рассказал ежатам.
- Кабан рассказал кабанятам.
- Заяц рассказал зайчатам.
За правильный ответ дети получают фишку.
7 Итог
Логопед: Ребята, а что мы вместе с вами сейчас сочинили?
Дети: Сказку.
Логопед: Правильно! Вы оказались хорошими сказочниками, но звание “Лучший
сказочник” получит тот, у кого больше фишек. Логопед подсчитывает фишки и награждает
победителя медалью “Лучший сказочник”. Остальным присуждается первое, второе, третье
место.
Логопед: Друзья мои, в следующий раз остальные ребята будут стараться и тоже
получат призовые места.
Удачи вам! Спасибо, за сказку!
Самоанализ:
Я считаю, поставленные мною задачи были достигнуты, так как содержание моего занятия
было направлено на совершенствование лексико-грамматических средств языка и развитие
устной речи. В процессе решения названных задач особое внимание уделялось
самостоятельности и грамотности речи.
Для обогащения словарного запаса можно было расширить лексический материал на занятии,
но учитывая особенность детей группы ДЦП, имеющие различные психические отклонения и
состояния здоровья, я не представляю возможным и при составлении этого занятия мне
приходилось учитывать медико-педагогические нормы для детей с ДЦП. Желаем
успеха! |