![]() |
Полезное:
|
5. Игры, направленные на профилактику и преодоление нарушений письмаКак помочь детям преодолеть трудности при овладении письмом /предупредить их/?Прежде всего, надо научиться уважать незнание и непонимание ребёнка, стараться найти их причины. Внимание и запоминание у 6 - 7 летних детей ещё слабое, значит, необходимо выполнять задания в форме игр (легче запомнить то, что интересно), которые помогут подготовить детей к обучению письму, и помочь исправить уже имеющиеся стойкие ошибки на письме. а. Игры для подготовки пальцев и кистей рук к письму.“Музыканты“ - движениями рук дети копируют игру на различных музыкальных инструментах.“Курочка пьет водичку“ - локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва ритмичные наклоны рук вперёд. “Пальчики здороваются“ - кончик большого пальца последовательно прикасается к остальным. Поочередно выполняется правой/левой рукой. Разновидность этого упражнения: ладони обеих рук подняты пальцами вверх и обращены друг к другу, пальцы разведены. Поочередно пальцы соприкасаются, постукивая друг друга. Выполнение этого упражнения можно сочетать с проговариванием потешек: Жили - были три пингвина: Пик, Пак, Пок.
/можно обыграть стихи, нарисовать фломастером на подушечках пальцев забавные выражения лиц, фигурки животных/. “Пальчики в футбол играют“ - поочередно сгибать и разгибать пальцы рук Пальчики в футбол играют,
б. Упражнения для умения ориентироваться на листе бумагиЧтобы ребёнок приобрёл графический навык, он должен сознательно усвоить зрительный образ буквы, представлять себе из каких элементов она состоит и в каких пространственно - количественных отношениях эти элементы объединены в каждой отдельной букве.Например: чтобы ребёнок научился различать верх и низ листа на бумаге, ему предлагаются задания, “ снежинки падают”, “ бабочки на лугу“ “Снежинки падают“ - дети выкладывают снежинки, сделанные из бумаги, в верхнюю часть листа, затем берут каждую снежинку и показывают , куда она падает. Свои действия ребёнок сопровождает словами: “Сверху - вниз” “Бабочки на лугу“ - ориентируясь на показ взрослого и его словесные инструкции /указания/, а затем только словесной инструкции, дети перемещают бабочку по листу бумаги, комментируя свои действия: “снизу - вверх, сверху - вниз “ Игра: «Котята разбежались» - Запоминание слов: “вправо - правый, влево - левый, вверх - верхний, низ - нижний” - на фланелеграфе /лист цветной бумаги / расположены фигурки котят разного цвета. В начале игры все они находятся в одном месте. Ребёнок называет месторасположение котят: “в середине ...” Взрослый говорит: “ Котята разбежались… “ - и передвигает фигурки в разные направлениях. Ребёнок должен показать, сказать, где находится каждый котёнок, например: “ Серый котёнок сидит в правом верхнем углу, а рыжий внизу слева.... “. Игру можно проводить в нескольких вариантах: “Что изменилось?" “Запомни и назови“ /менять расположение котят, когда ребёнок отвернётся / “Дрессированные котята“ – ребёнок-“дрессировщик“ указывает место расположения каждого котёнка, другой ребёнок укладывает фигурки в соответствии с указанием “ дрессировщика” в. Формирование графических навыковФормирование навыков письма непосредственно связано с воспитанием настойчивости, стремления добиваться наилучших результатов, воспитанием аккуратности, бережного отношения к тетради. Обучение письму невозможно без развития внимания и наблюдательности, а также таких сложных форм мыслительной деятельности учащихся, как анализ и синтез.Успех обучения письму в значительной мере зависит от того, насколько активен ученик, сто определяется воспитанием правильного отношения детей к письменным заданиям /важно правильно сидеть при письме, правильно расположить тетрадь. держать ручку/. Игры: Рисование/обводка улитки, клубков ниток, стараться обводить, не отрывая карандаш от бумаги - “волны“, “водоросли”, "прыжки кузнечика”, «чешуйки рыбок», штриховка... У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться. г. Игры на развитие внимания зрительного, развития связной речи, грамматического строя1. Кто больше подберет родственных слов к словам: корабль, машина, мороз .... 2. “Расскажи, что видно в телескоп” - лучше проводить с несколькими детьми, но можно и вдвоём с ребёнком; Материал к игре: 2 листа бумаги: нижний лист с ярким рисунком - картинкой /из сказок, мультфильмов/и верхний лист большего размера, с вырезанным посередине небольшим кругом; Ход игры: верхний лист накладывают на нижний и не приподнимая, каждый ребёнок, по - очереди, рассматривает в “ телескоп” изображение нижнего листа /смотрит не более 1 мин. Затем дети рассказывают, что они увидели, пытаясь воссоздать “ условность картины “. “В кинотеатре“ Материал/Ход игры: лист картона с боковыми прорезями вертикальными по краям картона /слева и справа/ затем предлагается нарисовать по 1 картинке из сказки, мультфильма, рассказа. Листы склеиваются между собой, вставляются в прорези, передвигая постепенно полученную “ киноленту”, дети составляют свой сюжет рассказа/сказки. д. Игры направленные на развитие фонематического анализа и синтеза1. “Цепочка слов“ - как можно больше придумать слов на последний звук /кот - туман - нос/.2. "Игры с использованием магнитной азбукой“ Измени один звук слова, объясни смысл слов: сом - сок - суп - сор - сыр - сын - сон - роса - роза - рота… 3. Кто составит больше слов из одного: Ш О К О Л А Д К А - лошадка, клад, шок, школа. 4. Вычёркивание заданных гласных/согласных букв из текстов журналов, газет “ Кто больше найдёт букв А, О, У, Э И, Ы… / Кто меньше пропустит букв. 6. Рекомендуемая литература для родителей1) Волина В. В. “ Учимся играя” М., 1994 2) Волина В. В. “Праздник числа” М., 1994 3) Парамонова Л. Г. “Правописание шаг за шагом“ С – П., 1998 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех “ Минск 1997 5) Лопухина И. С. “ Логопедия, речь, ритм, движение “ С – П., 1999 6) загадки, пословицы, кроссворды для детей7. Используемая литература1) “Логопедия” под ред. Л.С. Волковой М., 1989 2) Парамонова Л. Г. “ Правописание шаг за шагом “ Псков, 1998 3) Садовникова И. Н. “ Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников“ 4) Парамонова Л. Г. “ Логопедия для всех“ М., 1997Желаем успехов!![]() ![]() |
Полезные ссылки:
|
1999-2020 © Logoped.Ru