|
Проект для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «От движения – к слову».
Цвях Н.Н., логопед учреждения социального обслуживания Ханты–Мансийского автономного округа - Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Гармония».
Актуальность.
Проблема изучения развития речевых возможностей детей не теряет своей актуальности на протяжении многих лет,
поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Потребность в
общении возникает в онтогенезе очень рано и стимулирует речевое и психическое развитие ребёнка, способствует активизации
познавательно – мыслительных процессов, формирует его личность в целом. При недостаточном общении темп развития речи и
других психических процессов замедляется. Есть и обратная зависимость, наблюдаемая чаще всего при различных отклонениях в
развитии, когда дефицитарность коммуникативно – речевых средств приводит к резкому снижению уровня общения, ограничению
социальных контактов и искажению межличностных отношений.
Главной особенностью развития лексики у детей с общим недоразвитием речи является более значительное, чем в норме,
расхождение в объёме пассивного и активного словаря. Пассивный словарь у этих детей ограничен обиходными понятиями. Активный
словарь состоит из некоторых звуковых комплексов, лепетных слов, отдельных существительных и глаголов бытового содержания.
Дети понимают значения многих слов. Однако употребление слов в собственной речи вызывает большие затруднения. Они с большим
трудом идут на контакт, проявляют речевой негативизм.
В результате недоразвития лексического строя речи у детей с общим недоразвитием речи страдает – коммуникативная
функция речи (общение). Особенностями нарушения общения является полное отсутствие речи или бедность и
недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря (не понимают просьбы, не могут выполнить
речевые инструкции, выразить свое желание, эмоции, чувства). Дети не умеют ориентироваться в ситуации общения,
следовательно, снижается потребность в общении, проявляется незаинтересованность в контакте. Такие дети оказываются
«непринятыми» и «изолированными» в детском коллективе. Попытки общения со сверстниками не приводят к успеху и нередко
заканчиваются вспышками агрессивности со стороны «непринятых».
Нарушения в развитии лексической системы языка существенно задерживают развитие как устной, так и в дальнейшем
письменной речи, служат препятствием при овладении школьной программой, отрицательно влияют на формирование познавательной
деятельности.
Помимо этого для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны кратковременность интересов,
неустойчивое внимание, утомляемость.
Описанные проблемы указывают на необходимость реализации данного проекта. Для эффективности коррекционной работы в
занятия по развитию лексического строя речи включаются элементы логопедической ритмики, которые способствуют развитию
внимания и длительному сохранению интереса.
Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том
числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова.
Галина Анатольевна Волкова определяет логопедическую ритмику как одну из форм активной терапии, которая может быть
включена в «любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения детей с различными аномалиями развития».
Виды упражнений логопедической ритмики:
- ходьба, прыжки;
- упражнения на развитие дыхания, голоса;
- упражнения, регулирующие мышечный тонус;
- упражнения, активизирующие внимание и память;
- счетные упражнения;
- упражнения, формирующие чувство темпа, ритма;
- речевые подвижные и пальчиковые игры.
Благодаря упражнениям и играм, соответствующим лексической теме, сначала расширяется объем понимания речи, а в
последующем благодаря доступному речевому материалу развивается активный словарный запас.
Такой вид работы способствует:
- созданию доброжелательной, эмоционально насыщенной атмосферы;
- преодолению речевого негативизма, вызывает желание у детей подражать действиям взрослого, активно участвовать в процессе
занятия.
Чем больше в работе задействовано анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, речедвигательный), тем успешнее
будет результат коррекционной работы.
Тематическая направленность логоритмических упражнений обусловлена изучением соответствующей лексической темы. Объем
и содержание упражнений определяются в соответствии с особенностями речевого и моторного развития детей.
Многие исследователи отмечают тесную взаимосвязь двигательной и речевой сферы. Именно через движение и слово, прежде
всего ребенок познает окружающий мир, взаимодействует с ним, выражает свое отношение к нему, развивает и совершенствует
себя. Движение и речь выступают важнейшими среди ряда других факторов, обеспечивающих овладение ребенком предметным миром.
Логопедическая ритмика - наиболее доступная и универсальная форма коррекции речевой функции детей. В этой связи
применение элементов логопедической ритмики является актуальной задачей, требующей своего решения.
Все упражнения проводятся на определенном стихотворном материале в сочетании с лексической темой и направлены на
формирование, развитие и активизацию словарного запаса.
Цель проекта: развитие лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием
элементов логопедической ритмики.
В соответствии с целью проекта были поставлены следующие задачи:
- Создать, теоретически обосновать и проверить возможность развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи через использование элементов логопедической ритмики.
- Выявить особенности развития лексики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
- Создать условия побуждающие детей активно участвовать на занятиях.
- Преодолеть речевой негативизм.
- Повысить уровень развития лексического строя речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с помощью
использования элементов логопедической ритмики.
- Познакомить родителей с методами и приемами работы, комплексом артикуляционной гимнастики, упражнениями и играми.
- Проверить эффективность влияния элементов логопедической ритмики на развитие лексического строя у детей дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
Целевая группа:
дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Участниками проекта являются:
- логопед;
- воспитатели;
- родители.
Тип проекта – долгосрочный.
Этапы реализации.
Проект будет реализован в три этапа.
I.Подготовительный:
- определение темы, цели и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
- изучение научно – методической литературы по данной проблеме;
- создание условий для реализации проекта: подготовка и изготовление наглядного материала; подбор упражнений и игр для
развития дыхания, голоса, подвижности органов артикуляционного аппарата, мимической мускулатуры, создание сборников речевых
подвижных и пальчиковых игр;
- составление перспективного и календарно – тематического планов работы.
II. Основной.
1. Содержание деятельности логопеда:
- проведение диагностического обследования с целью определения уровня развития лексического строя речи у детей с общим
недоразвитием речи;
- составление методических разработок коррекционных занятий на предстоящий цикл реализации программ реабилитации;
- проведение коррекционно – развивающих занятий по развитию лексического строя речи с использованием элементов логоритмики;
- консультирование воспитателей и родителей по данной проблеме;
- проведение мастер – классов для родителей с целью обучения их практическим навыкам работы с детьми в домашних условиях.
2. Содержание деятельности воспитателей:
- проведение рекомендованных логопедом упражнений, подвижных и пальчиковых игр в течение дня и во время проведения режимных
моментов;
- закрепление изученного материала.
3. Содержание деятельности родителей:
- участие в занятиях по развитию лексического строя речи;
- закрепление изученного материала по заданию логопеда в процессе повседневного общения с ребенком;
- проведение упражнений, речевых подвижных и пальчиковых игр в домашних условиях.
III. Заключительный:
- проведение диагностического обследования с целью определения эффективности коррекционно – развивающей работы;
- подведение итогов реализации проекта;
- презентация проекта.
Ресурсное обеспечение.
Материально – техническое обеспечение:
1. Технические средства: музыкальный центр, компьютер, СД - диски.
2. Наглядный материал: комплекс артикуляционной гимнастики, кубик с изображением эмоций, картинный материал.
Методическое обеспечение:
1. Мультимедийная презентация комплекса артикуляционной гимнастики.
2. Упражнения для развития дыхания, голоса, мимической мускулатуры.
3. Сборники речевых подвижных и пальчиковых игр, составленные в соответствии с изучаемой лексической темой.
Новизна проекта.
В ходе реализации данного проекта используются новые технологии:
логоритмика, мультимедийные презентации, дифференцированный подход.
Практическая значимость.
Работа над проектом велась на протяжении 3 лет. Эффективность проекта можно проверить по результатам диагностического
обследования лексического строя речи.
Данный проект может быть реализован в ДОУ.
Ожидаемые результаты.
Проект будет способствовать:
1. Развитию коммуникативной функции речи. Установлению контакта с детьми.
2. Преодолению речевого негативизма.
3. Активизации словарного запаса детей.
4. Развитию наблюдательности, подражательности, активности.
5. Обогащению и расширению представлений об окружающем мире;
6. Повышению компетентности родителей по работе с детьми в домашних условиях: использованию методов и приемов работы,
выбору игр.
7. Развитию личности в целом.
Литература:
1. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи». М., 2004.
2. Картюшина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду». М., 2005.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. «Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников». СПб., 1999.
4. Репина З.А. «Уроки логопедии». Екатеринбург, 2002.
5. Алябьева Е.А. «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения». М., 2006.
6. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». М., 2002.
Желаем успеха! | |